ДеньгиДешевый или дорогой: какого робота выбрать
В Tomoru посчитали, что на рынке голосовых роботов работают 60 компаний. Цифра неточная, потому что компании открываются и закрываются, но в целом примерно так.
У каждой компании свои роботы, но чаще всего это:
- винтажные роботы, которые зачитывают текст и просят нажать кнопку на телефоне. Звонки таких роботов, как правило, воспринимаются как спам;
- чуть более современные роботы, которые также зачитывают текст, но могут распознавать простые слова из ответа человека, например «Да», «Нет», «Согласен»;
- умные роботы, которые разговаривают как люди и могут отвечать на самые неожиданные вопросы. Робот Tomoru такой. Мы провели исследование и выяснили, что в 99% случаев люди даже не догадываются, что говорят с роботом.
Эти роботы работают по-разному: например, винтажные — по устаревшей технологии. Они не понимают речь человека и только воспроизводят текст. Более современные могут отвечать по четкому сценарию: если человек задает неожиданный вопрос, робот не поймет. Умные могут отвечать на разные вопросы и переходить от темы к теме.
А еще роботы отличаются ценой и эффективностью. Об этом дальше.
Зачем считать эффективность роботов
У каждого робота своя стоимость: винтажный стоит дешевле, умный — дороже. И у компаний, которые работают с разными видами роботов, своя иерархия. По мнению нас самих, среди тех, кто делает умных роботов, у Tomoru самые выгодные услуги.
Но как и с любым другим инструментом для бизнеса, важно не то, сколько робот стоит, а то, сколько денег в итоге приносит. Например, робот, задача которого привлекать клиентов, за 20 000 рублей может привести десять лидов, а робот за 100 000 рублей — 1 000 лидов. Формально первый робот стоит дешевле, но каждый лид в итоге обходится в 2 000 рублей, а второй робот стоит дороже, но каждый лид обходится уже в 100 рублей.
Разберем на примере. Для объективности возьмем две сторонние компании, а не робота Tomoru.
Как считать — на примере реальных компаний
При выборе робота важно считать, сколько вложили и сколько получили.
В одной из компаний робот, который не может поддерживать гибкий диалог, но может распознавать ключевые слова, — еще не умный, но достаточно современный — стоит 4 рубля за минуту. Этого робота подключили для крупного сотового оператора, чтобы он обзвонил клиентов предложил смену тарифа. В итоге конверсия в подключение нового тарифа, как сказано на сайте компании, — 10%.
Другая компания делает умного робота, он может распознавать речь и поддерживать диалог, как человек. Этот робот стоит дороже: 6 рублей за минуту. Этого робота также подключили для сотового оператора — чтобы продать услуги. Конверсия, по информации с сайта, — 35%.
Теперь о том, что это значит.
Допустим, один звонок в среднем длится 40 секунд, а робот поговорит с 10 000 человек. Тогда расходы на роботов будут такими:
Простой робот
26 800 ₽
Умный робот
40 200 ₽
А теперь конверсия с 10 000 человек, которых обзванивали роботы:
- конверсия простого робота — 10%. Это означает, что 1 000 человек купили услугу;
- конверсия умного робота — 35%. Это означает, что 3 500 человек купили услугу.
Предположим, услуга стоит одинаково: операторы заработали сразу же по 100 рублей с каждого человека. Получается, роботы помогли заработать:
Простой робот
100 000 ₽
Умный робот
350 000 ₽
Расходы на первого робота — 28 800 рублей, а значит, оператор заработал 73 200 рублей. Расходы на второго робота — 40 200 рублей, а значит, второй оператор смог заработать 309 800 рублей сразу же.
Конечно, нужно учитывать, что прибыль зависит не только от робота, но и от работы отдела продаж и предложения, которое компания делает клиенту. Например, операторы могут получать прибыль с клиентов каждый месяц, если те, к примеру, подключили новый более дорогой тариф.
Теперь всё вместе:
Простой робот | Умный робот | |
---|---|---|
Стоимость за минуту | 4 ₽ | 6 ₽ |
Стоимость обзвона | 26 800 ₽ | 40 200 ₽ |
Конверсия | 10% | 35% |
Доход сразу | +73 200 ₽ | +308 800 ₽ |
Для нашего расчета мы взяли цифры с сайтов. Возможно, если вы обратитесь в эти компании, они назовут другие цифры.
Но этот расчет важен, чтобы объяснить мысль: нужно не смотреть на стоимость робота отдельно от всего, а считать, сколько денег робот принесет и выгодно ли платить за этого робота. Нередко робот, который на первый взгляд стоит недорого, может не принести прибыли и даже загнать в минус, а дорогой робот — помочь заработать.