ДеньгиЗачем нужно гуманитарное образование
Основатели некоторых известных компаний получили гуманитарное образование. Например, создательница интернет-магазина «Вайлдберис» училась на факультете иностранных языков, основатель Эирбиэнби изучал промышленный дизайн, СЕО Ютуба защитила диплом по истории и литературе, а основатель мессенджера «Слак» — по философии.
В этой статье расскажу, как гуманитарное образование развивает критическое мышление и креативность, тренирует эмпатию и социальную ответственность, прокачивает умение справляться со стрессом.
Гуманитарные науки развивают критическое мышление
Термин «критическое мышление» может ассоциироваться с критикой и восприниматься негативно. А человек, который мыслит критически, — зануда, он никому не верит и ко всему придирается.
На самом деле критическое мышление — это набор навыков, которые помогают эффективно взаимодействовать с информацией. Единого списка навыков, из которых состоит критическое мышление, не существует. Чаще всего выделяют пять основных:
- анализ — для поиска связей между утверждениями, вопросами, аргументами;
- оценка — для проверки надежности утверждений, убедительности доводов;
- аргументация — для пояснения хода мыслей и защиты своих выводов;
- выведение гипотез и принятие решений — для формирования гипотез и собственных выводов;
- контроль над эмоциями — чтобы принимать решения рационально, а не под влиянием эмоций и импульсов.
Эксперты Всемирного экономического форума провели исследование и опросили больше восьмисот работодателей со всего мира, чтобы узнать о навыках, которые будут востребованы в ближайшие пять лет.
Результаты этого исследования опубликовали в отчете «Будущее рабочих мест — 2023». Самыми востребованными навыками сотрудников к 2027 году станут творческое и аналитическое мышление, опыт работы с искусственным интеллектом и большими данными.
Многие опрошенные компании считают аналитическое мышление, к которому относится и критическое, ключевым навыком. По прогнозам экспертов форума, в ближайшие пять лет его важность вырастет на 72%.
Критическое мышление необходимо в любой сфере нашей жизни. Оно помогает:
- ориентироваться в большом потоке информации и грамотно с ней работать;
- правильно реагировать на критику;
- находить логические ошибки в собственных рассуждениях;
- распознавать неочевидные проблемы и находить нестандартные решения;
- не поддаваться влиянию стереотипов, традиций и авторитетов, вырабатывать собственное мнение;
- защищаться от обмана и манипуляций;
- ясно выражаться и обосновывать свою точку зрения.
Нельзя раз и навсегда сформировать критическое мышление. Информационная среда, в которой мы живем, быстро меняется, поэтому его нужно развивать постоянно. В этом помогают гуманитарные науки.
Мы живем в обществе, которое построено на идеях философов, поэтому важно изучать первоисточники. Например, работы Фридриха Ницше, одного из самых радикальных философов в истории, который заявлял, что в мире нет абсолютных ценностей и идеалов. Он призывал людей надеяться только на себя и самостоятельно искать смысл жизни. Или труды Сократа, основоположника критического мышления. Он сформулировал основные законы мышления, которые мы используем, когда нужно точно выражать и структурировать мысли и быть убедительными.
Чтение художественных произведений, философских текстов и исторических документов тренирует навыки анализа. А обсуждение литературы, философских идей и произведений искусства развивает навыки аргументации и помогает формировать собственное мнение.
Чтение художественной литературы и изучение философии тренируют стрессоустойчивость
Одно из направлений в философии — стоицизм — возник в Древней Греции в момент серьезных исторических перемен. Тогда Александр Македонский превратил группу маленьких независимых городов в одну большую агрессивную империю. Чтобы не сойти с ума в новом сложном мире, греки создали систему мировоззрения, которая помогала им оставаться спокойными и уверенными, мыслить критически и не волноваться о том, что невозможно контролировать.
Учение стоиков основано на трех принципах:
- мементо мори — помнить, что любой успех проходит и у всего есть конец;
- эвдемонизм — быть удовлетворенным жизнью сегодня, даже в сложных и неопределенных условиях;
- апатия — быть беспристрастным, то есть управлять эмоциями.
На базе этих принципов философ Сенека разработал подход, который позволяет контролировать стресс. Смысл этого подхода: ожидать худшего, а не надеяться на лучшее, как нас учили с детства. Согласно стоикам, ожидать худшего — значит просчитывать риски и избегать паники в неприятной ситуации.
Сенека придумал упражнение «Размышление о худшем». Ответы на эти пять вопросов помогают контролировать переживания и страхи:
- Что может пойти не так?
- Что я могу сделать, чтобы этого не случилось?
- Если худшее все же случится, как я смогу исправить ситуацию?
- Что я выиграю, если приму рискованное решение?
- Что я потеряю, если буду бездействовать?
Изучение философии древних греков помогает в познании себя и поиске ответов на важные для каждого человека вопросы о себе и мире.
Есть исследования, которые доказывают, что чтение художественной литературы снижает уровень стресса.
Например, исследование «Стратегии управления стрессом для студентов: немедленный эффект влияния йоги, юмора и чтения на стресс» показало, что занятия йогой в течение тридцати минут, просмотр юмористических передач и чтение нейтральных статей в журналах одинаково эффективны в борьбе со стрессом.
Другое исследование доказало, что чтение уменьшает симптомы легкой депрессии и может помочь даже при посттравматическом стрессовом расстройстве.
Оказывается, что такой эффект дает не только чтение, но и обсуждение книг и даже воспоминания о прочитанном. Ученые провели пять исследований, чтобы оценить, как воспоминания, чтение и обсуждения художественной литературы влияют на психическое здоровье и настроение.
Сначала участникам предложили прочитать один классический роман из списка, например «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте. До и после чтения книги участники заполняли опросники, которые оценивали их ментальное состояние.
В следующей части эксперимента их попросили вспомнить прочитанное, свои переживания и ощущения, а потом снова заполнить опросник. Оказалось, что уровень депрессии и тревоги снижался после того, как они вспоминали книгу.
На последнем этапе эксперимента ученые предложили устроить обсуждение прочитанных книг: обменяться мнениями и воссоздать картину произведения. Это снова сработало, и показатели психического здоровья участников стали лучше.
Поэтому полезно не просто читать художественную литературу, но и обсуждать ее с друзьями, сокурсниками или на встречах книжного клуба.
Гуманитарное образование развивает креативность
Креативность, или креативное мышление, — способность разрабатывать, оценивать и совершенствовать идеи, которые ведут к новым решениям и знаниям. Благодаря креативности развиваются все сферы человеческой культуры: наука, технологии, искусство.
На способность мыслить креативно влияют и внутренние качества: любознательность, уверенность в своих силах, нацеленность на результат — и внешние факторы, например новые технологии, рабочая среда, культурное окружение, доступ к образованию.
В отчете «Будущее рабочих мест — 2023» эксперты Всемирного экономического форума назвали креативное мышление навыком, который будет самым востребованным у работодателей в ближайшие четыре года.
У каждого человека есть способность к творческому мышлению, а так как эта способность базируется на знаниях и опыте, ее можно и нужно развивать.
Когда мы изучаем литературу, искусство, историю или иностранные языки, то учимся смотреть на мир через призму различных культур и событий. Благодаря этому опыту у нас формируются новые идеи или взгляды.
Гуманитарное образование тренирует эмпатию и социальную ответственность
Эмпатия — это способность ставить себя на место другого человека, чувствовать и понимать его эмоции. Она помогает строить личные, профессиональные отношения и влияет на то, насколько мы будем счастливы и удовлетворены собственной жизнью.
В зависимости от реакции, которую мы проявляем, эмпатию делят на эмоциональную и когнитивную. Например, если человек рядом с нами падает и ломает руку, мы автоматически откликаемся и чувствуем эмоциональную эмпатию. Когнитивная эмпатия — это осознанное внимание к чувствам другого человека, для которого требуется усилие. Например, чтобы понять переживания подруги из-за проблем на работе, сначала придется приложить усилия и проанализировать то, что она рассказывает.
Эмпатия подразумевает разные типы реакций, поэтому ее исследуют несколько наук: психология, социология, нейробиология.
Когнитивную эмпатию, как и эмоциональный интеллект в целом, можно развивать. В статье «Эмоциональный интеллект: что это такое и как он помогает в работе» мы рассказали о способах оценки и развития эмпатии и эмоционального интеллекта.
Гуманитарные науки и художественная литература тренируют эмпатию и развивают социальную ответственность.
Например, изучение искусства позволяет погрузиться в разные жизненные сценарии и переживания персонажей. Когда мы смотрим на картины в музее, мы автоматически сравниваем себя с героями, ставим себя на их место или переносим на них свои переживания.
Социология и философия помогают разобраться в общественных проблемах и вызовах, развивают социальную ответственность и учат понимать разные группы людей.
Изучение языков, культур и традиций помогает лучше понимать мировоззрение, образ жизни, ценности людей из других культур и религий, развивать толерантность и эмпатию.
Галина Юзефович, педагог и известный литературный критик, называет художественную литературу тренажером эмпатии. В отличие от публицистики или нон-фикшена на страницах художественной книги мы сталкиваемся с внутренним миром героев, их переживаниями, мотивами, сложностями. Так мы можем разобраться в эмоциях героев и соотнести их со своими. Благодаря этому опыту мы тренируем эмпатию.
Кроме этого, выдуманный мир создает пространство, в котором можно безопасно проживать злость, радость, печаль, зависть, любовь и разочарование и не переносить их в реальную жизнь. Герою романа гораздо проще и безопаснее сочувствовать, потому что у читателя нет перед ним обязательств, тогда как жертвы катастроф, о которых пишут в соцсетях, могут вызвать чувство вины.
Юваль Ной Харари, историк, футуролог и автор книги «Сапиенс: краткая история человечества», в выступлении на форуме «Бизнес нордик» говорит, что нужно учиться не конкретным навыкам, потому что никто не знает, какие навыки нам понадобятся в следующем году или через десять лет. Важнее уметь осваивать новые навыки на протяжении всей жизни, искать информацию и развивать умственную гибкость, чтобы отличать надежные факты от ненадежных.