ЛюдиЭмоциональный интеллект: что это такое и как он помогает в работе

Эксперты — Юля Максина, основательница курсов корпоративного обучения True Education и Женя Венина, консультант по вопросам развития и создания эффективных команд в айти-сфере, коуч, фасилитатор. Записала Женя Малышкина.

Когда я решила написать статью об эмоциональном интеллекте, мнения в редакции Зина разделились.

C одной стороны, ученые все еще исследуют это явление, а популярная книга Дэниела Гоулмана об эмоциональном интеллекте и сам термин продолжают критиковать со всех сторон. Под ним нет научной базы, поэтому каждый может интерпретировать эмоциональный интеллект по-своему. Например, называть его эмоциональным айкью или считать синонимом эмпатии.

С другой стороны, широкое и не всегда правильное использование термина не повод отказываться от него. Мы поговорили с двумя экспертами, которые каждый день работают с темой эмоционального интеллекта, и узнали, что они понимают под этим термином и как это помогает в работе.

Что такое эмоциональный интеллект

Несмотря на тысячи проведенных исследований, общепризнанного определения эмоционального интеллекта не существует. Есть несколько моделей, которые его описывают, самая известная — модель Дэниела Гоулмана, который первым представил этот термин в книге «Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем IQ». В модели Гоулмана эмоциональный интеллект состоит из пяти компонентов:

самосознание,

саморегуляция,

мотивация,

социальное сознание,

социальные навыки.

Юля Максина, основательница курсов корпоративного обучения True Education:

— На курсах мы регулярно получаем запрос от клиентов на обучение сотрудников эмоциональному интеллекту. Эмоциональный интеллект — это набор навыков, которые связаны с тем, как человек обращается с эмоциями и использует их в действиях.

Чаще всего у наших клиентов востребованы эти четыре навыка:

понимать и признавать свои и чужие эмоции. Например, простое «Я очень злюсь» вместо «Клиент — дурак» — это проявление эмоционального интеллекта. Или понимание, что клиент ведет себя так не потому, что он злой, а потому, что он запускает подобный проект впервые и очень тревожится.

принимать решения не на основе эмоций. Например, если я расстроена из-за комментариев клиента, я решаю, что сейчас лучше выпить чаю и успокоиться, и только потом вернуться к нему с ответом.

отделять эмоции от фактов. Когда получаю письмо от руководителя, говорю себе: «Я еще не прочитала письмо, но уже чувствую тревогу». А не думаю, что теперь меня точно уволят и я умру под мостом.

применять эмоциональный интеллект в командной работе. Уметь доверять друг другу, понимать, как мои поступки и слова влияют на другого, присоединяться к чужим чувствам, но понимать, что они не мои.

Мне нравится модель эмоционального интеллекта Гоулмана, он много лет посвятил этой теме и хорошо раскрыл ее в книгах. А еще я рекомендую книгу нейропсихолога Эстанислао Бахрах «Лимбический мозг. Как познать свои эмоции и обратить их себе на пользу». Он рассказывает о том, как работает лимбическая система, которая отвечает за эмоции, и как научиться ими управлять.

Есть подход Патрика Кинга — он о том, что мы ищем врагов не друг в друге, а в барьерах коммуникации. Например, один из навыков этого подхода — умение давать обратную связь. Я могу дать человеку обратную связь одними и теми же словами, но с разной внутренней позицией.

Первая позиция — отождествлять человека и проблему, а себя воспринимать как их оппонента. Вторая позиция — быть на стороне человека, а не проблемы. Слова одни и те же, а результат разный. Получается, что проявление эмоционального интеллекта — это такое маленькое внутреннее движение: оно незаметно глазу, но меняет всё.

Женя Венина, консультант по вопросам развития и создания эффективных команд в айти-сфере, коуч, фасилитатор:

— Мне нравится метафора, что эмоциональный интеллект — это регулятор. В зависимости от контекста, он помогает найти баланс между тем, что мы чувствуем, и тем, как транслируем эти чувства в социум.

При этом любая из моделей эмоционального интеллекта — это всего лишь ориентир, который может помочь построить собственную модель.

Гоулман пишет для американской аудитории, российское же общество развивалось и находится в других ограничениях, поэтому мы не можем применить к нему эту модель без правок. Мне нравятся книги Сергея Шабанова и Анны Алешиной «Эмоциональный интеллект. Российская практика» и «Эмоциональный интеллект в сложных коммуникациях». У них хорошо получилось адаптировать знания об эмоциональном интеллекте к российской действительности.

Вот как эти авторы определяют эмоциональный интеллект и его составляющие.

Эмоция — это обратная связь на любое изменение во внешнем или внутреннем мире, которую мы получаем от организма. Она содержит в себе информацию о том, как мы оцениваем это изменение и влияет ли оно на наши решения и действия. Модель эмоционального интеллекта Сергея Шабанова и Анны Алешиной состоит из четырех элементов:

умение осознавать свои эмоции,

умение осознавать эмоции других людей,

умение управлять своими эмоциями,

умение управлять эмоциями других людей.

Это иерархическая модель, то есть каждый новый навык нарабатывается после того, как освоен предыдущий.

Как оценить уровень развития эмоционального интеллекта

Если у нас развит эмоциональный интеллект, мы способны замечать изменения своего состояния. Можем определить, какую эмоцию сейчас испытываем и насколько она интенсивна, а еще осознавать, как эта эмоция влияет на наши решения и действия. Мы можем управлять эмоциями вместо того, чтобы подавлять их.

Когда мы понимаем собственные эмоции, мы способны понимать и эмоции другого человека. Можем чувствовать эмоциональное состояние собеседника, предполагать причины его возникновения и замечать, как эмоции влияют на поведение человека. Это дает нам возможность поддерживать и вдохновлять других людей.

В России пока не существует официально признанных тестов для измерения эмоционального интеллекта, а тесты, которые можно найти в интернете, не достоверны.

Женя Венина:

— Эмоциональный интеллект — сложная конструкция, поэтому мы не можем оценивать его точно. На мой взгляд, мы можем лишь формулировать гипотезы с помощью диагностических инструментов и коммуникации.

Коммуникация — один из ключевых инструментов оценки. Мы задаем вопросы, но не просто анализируем ответы, а обращаем внимание на мимику, жесты, с какой скоростью человек говорит, насколько он уверен в своих словах, долго ли размышляет над ответом. Эти признаки позволяют предположить, насколько у человека развиты компетенции из области эмоционального интеллекта.

Есть разные диагностические инструменты, которые выглядят как шкалы оценки. С помощью них и специальных тестов мы можем предположить, насколько у человека развиты коммуникативность, сотрудничество, стрессоустойчивость.

Например, в одном из диагностических инструментов есть шкала осознанности. Если у человека высокий показатель по этой шкале, значит, он умеет рефлексировать и задумываться о том, как его поведение влияет на других людей. Так мы можем сформулировать гипотезу, что у этого человека развит эмоциональный интеллект.

Юля Максина:

— Существует много тестов, которые помогают оценить уровень эмоционального интеллекта, но у них есть одна проблема: если во время теста человек говорит, что поступит определенным образом, это не значит, что в реальной жизни он сделает так же. Эмоциональный интеллект — это то, как человек ведет себя, а не то, как ему хотелось бы себя вести.

Поэтому мне нравится метод включенного наблюдения, который можно использовать в диагностической игре. Включенное наблюдение — это метод, при котором исследователь взаимодействует с участником, чтобы глубже понять его реакции. А диагностическая игра — это разные типы заданий, вопросников, тестов и симуляций, с помощью которых психолог и другие специалисты оценивают личностные качества или навыки человека. Если мы говорим об эмоциональном интеллекте, то можно определить, как человек реагирует на различные эмоциональные ситуации, как взаимодействует с другими во время конфликта или справляется с эмоциями в стрессе. Так оценка происходит на практике, в реальных ситуациях, а не только на основе ответов на вопросы в тестах.

Как эмоциональный интеллект помогает в работе

Работа с человеком, у которого развит эмоциональный интеллект, комфортная и эффективная. Сотрудник с развитым эмоциональным интеллектом легче справляется со стрессовыми ситуациями и принимает взвешенные решения, так как он умеет распознавать свои эмоции и не идти у них на поводу. Такой человек умеет работать в команде: например, может заметить, что коллега испытывает трудности, и не критиковать его, а поддержать и помочь. Он умеет разрешать конфликты, так как способен воспринимать другую точку зрения и контролировать реакции. А эмоционально интеллигентные лидеры более убедительны, так как они понимают, какие эмоции вызывают их слова и действия у других. Они умеют мотивировать и вдохновлять команду.

Женя Венина:

— Эмоциональный интеллект помогает превратить группу сотрудников в команду. В компаниях, где руководство использует директивные методы управления, каждый человек делает только то, что ему говорят, но не понимает связи между собой и другими сотрудниками. Директивный метод управления проще, но управление через эмпатию приносит больше результатов с меньшими усилиями. Чтобы превратить группу в такую команду, нужно построить в ней доверие.

Для этого нужно понять и проговорить потребности каждого человека, потому что они — основа его мотивации.

Мы можем посмотреть на пирамиду Дилтса — модель, которая помогает понять, как человек удовлетворяет потребности и достигает целей. Она делит потребности человека на пять уровней:

физиологические,

потребность в безопасности,

социальные,

потребность в признании,

самореализация.

Эта модель предполагает, что человек двигается вверх по пирамиде и стремится удовлетворить каждую следующую потребность. Когда все члены команды чувствуют себя в безопасности, когда они довольны окружением, их потребности поднимаются до уровня признания и самореализации.

Задача руководителя — знать о потребностях каждого сотрудника и адаптироваться под них, но это невозможно сделать без развития эмоционального интеллекта.

Юля Максина:

— Я эксперт в теме продаж, а продажи — это, прежде всего, отношения между людьми. Поэтому невозможно построить их, если постоянно не развивать эмоциональный интеллект.

Однажды у нас был клиент, крупная компания, для которой мы проводили полугодовую программу развития лидерства. Полгода — это долго для обучения. Бизнес-заказчики обучения предупреждали, что их аудитория — люди сухие, у них высокая планка, они не принимают ошибок, критически настроены и не готовы вовлекаться. Задачка не из простых.

На протяжении всей программы мы проявляли хьюман-ту-хьюман-подход — подход к коммуникации, который полностью основан на эмоциональном интеллекте. Из этой позиции мы общались с ними в телеграм-канале, разбирали жалобы, прислушивались к обратной связи, обрабатывали эмоции, а потом действовали. Не просто принимали к сведению: «Мы чувствуем вашу боль. Вас позвали на обучение, которого вы не хотели, сочувствуем», а использовали эти знания, чтобы поддерживать. Например, помогали разобраться с техническими нюансами, проявляли терпение, если что-то не получалось с первого раза, меняли структуру обучающих материалов, улучшали структуру практических заданий.

Один из участников в начале программы сказал: «Это бесполезная затея, меня всё раздражает, я трачу свое драгоценное время зря из-за вас». А в конце программы дал такую обратную связь: «Это было одно из самых полезных обучений. Спасибо вам большое, очень ценно, очень тепло». И таких перемен в этой программе было много — от негатива к благодарности. Это произошло потому, что мы использовали эмоциональный интеллект в работе над этим проектом.

Вот что эмоциональный интеллект помогает делать в работе:

становиться более успешным переговорщиком;

считывать мотивы других людей;

понимать шутки других людей;

избегать одиночества;

не чувствовать себя зажато на новой работе;

не так сильно переживать из-за того, что клиенты бывают резки в общении;

отдыхать и отключаться от тревожных рабочих мыслей.

В книге Гоулмана «Эмоциональный интеллект в работе» есть целая глава, в которой он рассказывает, чем крутой специалист отличается от специалиста-звезды. Его отличает не образование и уровень профессионализма, а эмоциональный интеллект. Поэтому, если компания хочет работать со звездами, она должна помогать сотрудникам развивать «мягкие» навыки, куда входит и эмоциональный интеллект.

Мои ребята в True Education — пример команды с высоким уровнем эмоционального интеллекта. Они умеют распознавать свои эмоции и делиться ими с коллегами. Могут разобраться в сложных моментах работы с клиентом так, что всем становится легче. Если кто-то переживает из-за дедлайна или злится на коллегу, который нечетко поставил задачу, мы не замалчиваем это. А еще мы помним, что у клиента тоже есть эмоции, и стараемся проектировать клиентский опыт так, чтобы он чувствовал себя безопасно и спокойно.

Как развивать эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект, как и любые другие навыки, можно развивать. Нет такого курса или тренинга, после которого у человека появятся навыки эмоционального интеллекта. Они нарабатываются в безопасной обстановке, например в работе с психотерапевтом, где можно научиться понимать и называть собственные эмоции. Их можно развивать и самостоятельно, например с помощью упражнений из книг, которые рекомендуют наши эксперты.

Юля Максина:

— Здесь хорошо работает принцип «начни с себя». А еще я бы добавила: после того как начнешь с себя, продолжи с другими. Сначала нужно научиться распознавать и называть свои эмоции, выдерживать их, а дальше — управлять эмоциями. И уже потом на этой базе строится навык понимать других людей и их эмоции.

Я думаю, что эмоциональному интеллекту можно обучаться на качественном онлайн-курсе. Важно, чтобы он учил внедрять этот навык в жизнь, потому что главное — это то, что происходит с участником после курса. Можно учиться и на офлайн-тренинге, но слабое место тренингов в том, что после них на человека наваливается реальная жизнь, в которую он не может интегрировать новые знания.

Есть много разных способов развить эмоциональный интеллект: можно использовать упражнения из книг, ходить на групповую психотерапию, помогает даже посещать выставки и пытаться понять, что хотел сказать автор картины.

Например, в одной из программ по развитию эмоционального интеллекта у сотрудников мы использовали такие способы:

Понимание своих эмоций. Скачать в телефон любую карту эмоций, например колесо Плутчика, и поставить несколько будильников в течение дня. Каждый раз, когда звонит будильник, с помощью колеса эмоций подробно описать свои чувства.

Понимание эмоций других людей. Для этого упражнения можно попросить помощи друзей. После того как друг выскажется, нужно сформулировать резюме его эмоций, например: «Ты сейчас очень злишься» или «Ты так воодушевлен».

Не так важно, какое из определений эмоционального интеллекта правильнее или точнее. Любая модель подходит для того, чтобы учиться исследовать собственные эмоции и распознавать эмоции других людей.

Письмо с лучшими статьями. Без спама

У нас есть политика конфиденциальности и условия обработки персональных данных, и при подписке вы соглашаетесь с ними автоматически

Зин в Телеграме