ЛюдиКак откликнуться на вакансию, чтобы не услышать «Мы вам перезвоним»

Эксперт Людмила Сарычева, худрук редакторского бюро «Гладлакс», автор книг «Уступите место драме», соавтор «Новых правил деловой переписки» и «Пиши, сокращай». Записала Александра Горлова.

Обычно в откликах на вакансию кандидаты пишут об ответственности, стрессоустойчивости и коммуникабельности. Это отработанная стратегия, но она не дает шанса выделиться среди других соискателей, которые обещают то же самое.

Людмила Сарычева расскажет, как подготовить нешаблонный отклик и привлечь внимание работодателя.

Когда шаблонные резюме работают, а когда нет

Для наглядности представим Марусю Рождественскую. Она окончила журфак и стала младшим редактором в диджитал-агентстве. Там она проработала чуть меньше двух лет, а теперь хочет расти, поэтому готовит отклик на вакансию редактора в банке. Важное условие: опыт у будущего редактора должен быть не меньше трех лет.

Маруся вспоминает, как в университете ее учили писать резюме. По идее там должна быть примерно такая информация:

  • имя,
  • возраст,
  • опыт работы,
  • образование,
  • личные качества.

Если у банка, в который хочет устроиться Маруся, рекрутинг поставлен на поток, такая структура подходит. Рекрутеру привычно оформление, он быстро находит информацию, которая ему нужна, а заодно смотрит на соответствие стандартам. Когда компания принципиально рассматривает резюме только с Хедхантера, соискателю приходится следовать шаблону.

Другой сценарий — когда компания ищет редкого специалиста, с которым хочет долго и продуктивно работать. Тогда лучшая стратегия — составить такой отклик, который поможет нанимателю оценить, подходит ли кандидат по ценностям, суждениям, опыту, личным качествам и впишется ли он в работу.

Отклик должен выглядеть так, будто его написали специально для этой конкретной компании, выбирали информацию именно для нее. Это повышает доверие и цепляет.

Прямо сообщить, если опыт не соответствует требованиям

Начать можно стандартно: «Здравствуйте! Меня зовут Маруся Рождественская. Меня интересует вакансия редактора». А дальше начинается рассказ о себе, но не с позиции «Посмотрите, какая я классная», а с позиции «Посмотрите, что я умею и чем могу быть полезна конкретно вам».

Если в вакансии указано, что опыт работы должен быть не меньше трех лет, а у Маруси только два года, так и надо написать: «Мой опыт меньше того, что требуется, поэтому я готова работать за меньшую плату или побыть в роли стажера». Странно делать вид, что всё в порядке, и рассказывать о себе как ни в чём не бывало, если тот, кто читает резюме, и так видит, что опыт меньше.

Еще можно написать об этом так: «Мой опыт меньше того, что вам требуется, но он был разнообразным, со сложными темами и требовательными клиентами, поэтому иногда я кажусь себе ветераном в этом деле. Правда, стараюсь себя одергивать и помнить, что мне еще многому нужно учиться».

Подобрать подходящие примеры из опыта

Дальше нужно понять, что именно работодателю из Марусиного опыта будет актуально. Если она устраивается в банк, полезно рассказать, как она работала с клиентом из финансовой сферы. Или как начала инвестировать в ценные бумаги и покупать крипту, а потом составила короткую инструкцию для родственников. Или что выплатила две ипотеки, пользуется кредиткой без просрочек и вообще обожает тестировать финансовые продукты. Разумеется, лучше, чтобы опыт был профессиональным, но личный тоже полезен. Потому что тот, кто брал три ипотеки, напишет статью на эту тему лучше, чем тот, у кого нет такого опыта.

Конечно, нужно знать меру и избегать лишних подробностей, чтобы у работодателя не появилось ощущения, будто Маруся слишком много болтает и не умеет фильтровать информацию. Поэтому не нужно рассказывать, какую именно квартиру она покупала и в каком районе города.

Еще можно сделать акцент на разнообразии опыта: «Я писала пресс-релизы, придумывала слоганы для строительной компании, брала интервью у инженеров на заводе». При этом, если Маруся перечисляет факты, пусть добавит к ним вывод, чтобы не оставлять у работодателя ощущение «Ну и чё?» Вывод может быть таким: «...поэтому я не боюсь новых задач, быстро адаптируюсь к меняющимся условиям и в целом могу браться за то, что еще никто не делал». Кайф же.

Описать личные качества — снова через примеры

Обычно личные качества описывают абстрактно, типа «Я стрессоустойчивая и коммуникабельная». Это не подходит, так кто угодно может написать. Круто рассказывать о качествах так:

Моё главное качество — самостоятельность. Если мне поручают задачу, я делаю всё, чтобы тот, кто поручил, мог о ней забыть. Однажды руководитель попросил меня заверстать страницу на сайте. Я взялась за дело, но у меня возникли сложности. Поэтому я сходила к программисту и разобралась в проблеме. Потом для страницы мне нужно было получить одно наше обучающее видео, я обратилась с этим к эйчару. И в конце мне нужно было согласовать цитату с клиентом, я сама с ним связалась и всё согласовала. Руководитель просто получил эту страницу готовой и даже не узнал, что для работы над ней я привлекла еще трех человек. Правда, по срокам пришлось попросить дополнительный день.

В таком формате можно рассказать об одном ключевом качестве, а еще два-три перечислить короче, буквально одним предложением. Так работодатель, кроме самих качеств, оценит, как Маруся выбирает и приоритизирует информацию.

Такие подробные рассказы помогают компании понять, подходит кандидат или нет. Может быть, им не нужен самостоятельный специалист, они хотят исполнителя, который просто следует заданию, не проявляет инициативу и не задает лишних вопросов. Значит, Марусе там будет некомфортно.

Объяснить причины увольнения с предыдущей работы

Лучше говорить об этом коротко и никогда не писать плохого о предыдущих работодателях или клиентах. Вот так хорошо: «В агентстве я работала с апреля 2022 года по февраль 2024-го. Уволилась, потому что хочу в более крупную редакцию, где точнее настроен процесс по выходу материалов. На новом месте надеюсь найти наставника, который укажет на ошибки и направит».

Даже если в агентстве Маруся была человеком-оркестром за пять тысяч в месяц, а после увольнения проходила курс психотерапии, говорить об этом не надо. Иначе новый работодатель подумает, что о нём Маруся вскоре будет отзываться так же плохо.

Рассказать об образовании, курсах и книгах

Я руковожу редакторским бюро и, честно говоря, даже не знаю, какое образование у большинства авторов в моей команде, потому что мне это не важно. В то же время, если у Маруси профильное образование, это дает дополнительные плюсы, и на этом можно сделать акцент. Опять же работает формула: факты + вывод. Например:

По образованию я филолог, окончила университет с красным дипломом. Поэтому мне не нужен корректор, я пишу грамотно и знаю, как проверить правило, если сомневаюсь.

По образованию я журналист, поэтому знаю, как работать с источниками и разговорить любого человека, чтобы получить комментарий.

Непрофильное образование тоже можно превратить в плюсы:

По образованию я бухгалтер, поэтому могу писать на темы о налогах и финансах без экспертов, составлять шаблоны отчетности и готовить инструкции для читателей на эту тему.

В пункте об образовании можно также написать о дополнительных курсах и книгах, которые Маруся считает важными для себя как профессионала. Например, если она обожает книгу «Уступите место драме» или «Пиши, сокращай», это станет фактором для определения «свой-чужой»: если на работе все читают эти книги, Маруся заранее здесь своя.

Три принципа поиска работы

Хорошее резюме не просто рассказывает об опыте и навыках. Оно формирует посыл: «Я готов делать то-то и так-то. Если у вас похожие ценности и видение рабочих процессов, нам будет комфортно вместе». Его помогают передать такие принципы:

  • обходить конкуренцию. Даже самое классное резюме с описанием десятилетнего опыта работы может потеряться в потоке откликов, если на вакансию метит сто кандидатов. Именно поэтому важно искать нетипичные пути общения с компанией: писать рекрутерам напрямую, адаптировать профессиональную историю под запросы компании, не использовать стандартные обороты об ответственности-коммуникабельности.
  • искать работу, когда на это есть ресурсы. Нешаблонное резюме не получится составить за семь минут в конструкторе на Хедхантере. Понадобятся время и силы, чтобы проанализировать свой опыт и четко сформулировать пожелания к будущей должности. Именно поэтому отклик лучше составлять не через две недели после увольнения, когда хочется найти уже просто что-нибудь, лишь бы не сидеть голодным.
  • думать о своих внутренних потребностях, а не только о деньгах. Конечно, зарплата с кучей нулей — хороший мотиватор выбрать вакансию. Но нули приходят один-два раза в месяц, а задачи придется выполнять каждый день. И очень важно, чтобы их хотелось выполнять не через силу, а это возможно только в коллективе с похожими ценностями и взглядами.

Вот и получается, что «удачно откликнуться на вакансию» — это не когда действительно перезванивают вместо обещаний и игнора. Это когда получается найти работу, которая приносит удовольствие.

Письмо с лучшими статьями. Без спама

У нас есть политика конфиденциальности и условия обработки персональных данных, и при подписке вы соглашаетесь с ними автоматически

Зин в Телеграме