ДеньгиКому выгодно работать по оферте

Эксперт Анна Кичий, операционный директор Томору. Записала Людмила Сарычева.

Если компания продает типовые услуги или продукты, ей не обязательно заключать отдельный договор с каждым клиентом, достаточно оферты.

Оферта — это еще не договор, а только предложение его заключить. Чаще всего это выглядит так: предприниматель или юрлицо описывает условия на сайте, а клиент решает, подходят они ему или нет. Это публичная оферта: тот, кто ее разместил, приглашает сотрудничать неограниченный круг лиц и описывает условия для этого. Если кто-то из этого неограниченного круга соглашается с ними, он вносит утром деньги и взамен получает стулья.

Такой формат договоренностей подходит только в тех случаях, когда условия сотрудничества одинаковы для всех клиентов:

интернет-магазинам — условия оплаты, доставки и возвратов не меняются для отдельных покупателей, а стоимость товаров тоже одинаковая для всех, даже бонусная программа, это всё равно не индивидуальная цена, а лишь один из ее вариантов;

образовательным платформам — оферта описывает, как клиенты получают доступ к курсам и какие есть тарифы;

юристам, психологам, репетиторам и любым специалистам, которые консультируют клиентов, — сколько длится консультация, как проходит, сколько стоит;

SAAS платформам — что за программное обеспечение покупает клиент, кто и как с ним может работать.

С юридической точки зрения, работать по оферте может кто угодно, просто если вы строите дома по индивидуальным планировкам, вряд ли получится составить одну на всех оферту. А так этот способ подходит и для B2C, и для B2B. Tomoru — это SAAS платформа, мы тоже работаем по оферте, хотя иногда сталкиваемся с трудностями.

С офертой работа начинается сразу

В B2B работать по оферте сложнее, чем в B2C. Когда продаешь что-то конкретному человеку, он не просит составить кастомный договор, а просто получает чек в магазине или ставит галочки, что прочитал и согласен с условиями пользовательского соглашения. Все к этому привыкли. Зато компании привыкли составлять договор.

Очевидно, что оферта в первую очередь удобна тому, кто ее предлагает: один раз прописываешь условия и работаешь по ним, нужно только время от времени обновлять. Но и клиентам оферта выгодна:

  • работа начинается сразу;
  • не нужно обмениваться правками юристов.

Вот как выглядит процесс, когда два юрлица составляют договор:

исполнитель и заказчик выясняют, кто пришлет свой вариант договора

договариваются, что пришлет исполнитель, и он присылает

заказчику не подходит договор исполнителя

юристы заказчика предлагают свой

юристы исполнителя отклоняют этот вариант договора

кто-то из юристов объединяет две версии и отмечает спорные места

юристы решают между собой, как поменять формулировки так, чтобы всех устроило

договор готов, можно подписывать

Получается, что юристы с каждой стороны тратят по 2-3 рабочих часа на согласование договора,а длиться это может неделю или две. В это же время исполнитель не получает оплату, а заказчик — услуги. В Tomoru за это время клиенты успевают получить своего робота, обзвонить базу в несколько тысяч клиентов и получить прибыль.

С офертой работа начинается в день оплаты или на следующий день.

Условия действуют те, что были в момент акцепта

Самое частое возражение клиента в том, что мы можем поменять оферту, условия для него станут невыгодными, а отказаться он уже не сможет. К счастью, такого быть не может, закон защищает клиента от подлога.

Оферта — это только приглашение принять условия, а когда они приняты, она превращается в договор между исполнителем и заказчиком. И оферта считается офертой, только если в ней прописаны существенные условия:

  • кто ее предлагает;
  • кому она адресована;
  • что именно продается;
  • сколько это стоит;
  • как клиент получает то, за что заплатил;
  • как может вернуть или отказаться;
  • в какой момент оферта становится договором;
  • как меняются условия.

Сейчас нас интересуют последние два пункта. Оферта становится договором, когда заказчик совершает такое действие, которое ясно даст понять «я соглашаюсь с этими условиями». В офертах это выглядит так:

  • оплата услуг считается акцептом оферты;
  • регистрация на сайте считается акцептом оферты;
  • отправка письма на такую-то почту, ну вы поняли.

Если клиент принял оферту, для него сохраняются те условия, что были на момента акцепта. Допустим, компания повышает стоимость услуг или меняет тарифы. Новые тарифы будут автоматически действовать для новых клиентов, а со старыми придется передоговориться. И как именно компания передоговаривается, тоже должно быть указано в оферте: сообщить звонком, письмом, смской, уведомлением. Но от клиента обязательно нужно получить согласие с новыми условиями.

Письмо с лучшими статьями. Без спама

У нас есть политика конфиденциальности и условия обработки персональных данных, и при подписке вы соглашаетесь с ними автоматически

Зин в Телеграме