ДеньгиКак стать самозанятым
Последние два года я работаю как фриланс-редактор, а с доходов от работы с клиентами ежемесячно плачу налог на самозанятость. Рассказываю, как оформить самозанятость, принимать платежи от заказчиков и чем это удобно.
Последние два года я работаю как фриланс-редактор, а с доходов от работы с клиентами ежемесячно плачу налог на самозанятость. Рассказываю, как оформить самозанятость, принимать платежи от заказчиков и чем это удобно.
Самозанятый — это человек, который работает как самостоятельный специалист без наемных работников и платит налог на профессиональный доход. Статус самозанятого позволяет легализовать и подтвердить доход. Вот зачем это нужно:
Избежать проблем с налоговой. Если человек оказывает услуги или что-то продает без регистрации в налоговой, его могут оштрафовать и возбудить на него уголовное дело за незаконное предпринимательство. Статус самозанятого позволяет заниматься предпринимательством легально.
Получить поддержку для развития бизнеса от государственных фондов. Среди программ поддержки есть гранты, субсидии, льготные условия аренды муниципального имущества. О мерах поддержки, которые доступны конкретном регионе, можно узнать на сайте корпорации МСП.
Найти больше клиентов. Компании предпочитают работать с фрилансерами, у которых есть статус индивидуального предпринимателя или самозанятого. Это позволяет самим компаниям избежать проверок налоговой и трудовой инспекции.
Подтвердить доход при получении кредита. Если у человека нет легально дохода, меньше шансов, что банк одобрит автокредит, ипотеку или кредит на крупную покупку. При выдаче кредитов, особенно на крупную сумму, банки запрашивают справку о доходах, чтобы подтвердить финансовую состоятельность заемщика и снизить риски. Самозанятые могут получить такую справку, ведь их доход официальный.
Для себя я нашла еще несколько плюсов. Так как я сама не нанимаю команду и работаю проектно, мне необязательно становиться индивидуальным предпринимателем, а налог на профессиональный доход ниже, чем налог у индивидуального предпринимателя. Кроме того, я могу официально заключать договоры с компаниями, чтобы юридически подтвердить договоренности и защитить себя на случай разногласий. А у банков есть удобные сервисы для самозанятых, и это экономит время на работе с документами и подаче деклараций в налоговую.
Кто может стать самозанятым
Согласно закону № 422-ФЗ перейти на самозанятость может человек, у которого нет наемных сотрудников и годовой доход меньше двух миллионов четырехсот тысяч рублей. В статье 4 этого же закона указаны ограничения на виды деятельности для самозанятых.
Самозанятость недоступна, если человек занимается одним из следующих видов деятельности:
перепродает товары, которые произвел кто-то другой;
торгует товарами, которые облагаются акцизом или требуют обязательной маркировки, например алкоголем и сигаретами;
работает по агентскому договору, договору поручения или комиссии;
добывает полезные ископаемые в частном порядке;
работает частным охранником, детективом, адвокатом, нотариусом или арбитражным управляющим;
сдает в аренду нежилую недвижимость.
Еще один специфический случай — работа курьером. Если человек доставляет товары и принимает за них плату, самозанятым он стать не может, кроме случая, когда продавец предоставит курьеру свою онлайн-кассу для приема платежей.
В остальном ограничений на профессию нет: самозанятым может стать репетитор математики, дизайнер, разработчик, строитель, бухгалтер.
Как зарегистрировать самозанятость
Чтобы перейти на самозанятость, нужно подать заявление через мобильное приложение «Мой налог», Госуслуги, личный кабинет налогоплательщика-физлица или личный кабинет банка.
Через приложение «Мой налог». Зарегистрироваться в приложении можно через кабинет на Госуслугах, личный кабинет на сайте налоговой или по паспорту. Для регистрации нужно будет отсканировать паспорт и сделать селфи в приложении. Заполнять вручную данные не придется: приложение сделает это автоматически.
Через Госуслуги. Чтобы зарегистрировать самозанятость через портал госуслуг, нужно авторизоваться, а после в поиске набрать «регистрация самозанятости», перейти на нужную страницу и следовать инструкциям. Плюс такой регистрации — данные не нужно вводить, потому что портал подтянет их автоматически.
Через личный кабинет налогоплательщика-физлица. Для регистрации нужно войти в кабинет налогоплательщика по ИНН или через Госуслуги. Важно: если войти для регистрации через Госуслуги, система автоматически поставит человека на учет в качестве плательщика налога на профессиональный доход.
Через банк. У налоговой есть список банков, через которых можно зарегистрироваться в качестве самозанятого. Зарегистрироваться можно в отделении банка или онлайн через личный кабинет. Если человек регистрирует самозанятость в банке, где он уже клиент, то при онлайн-регистрации нужно будет только проверить свои данные. Паспорт понадобится при онлайн-регистрации, если человек не клиент банка, или при регистрации в отделении банка. Чтобы подать заявление через банк, нужно найти в личном кабинете раздел для самозанятых. В банках этот раздел может называться по-разному: например, в Альфабанке и в Тинькоф он так и называется — «Самозанятость», а в Сбербанке — «Свое дело».
Кроме заявления в налоговую, мне еще понадобился счет в банке. Вообще, закон не обязывает самозанятых принимать деньги только по безналу. Можно даже получать часть денег наличными, а часть — на карту. Главное — заявить о доходе после получения денег и сформировать чек. Но в моем случае я не могла работать без счета, так как мои клиенты — компании и они оплачивают услуги безналичным путем.
Когда я выбирала банк, обращала внимание, насколько у них автоматизирована работа с налоговой. Например, в одном банке нужно было завести отдельную карту для приема платежей от самозанятости, потому что любые деньги, которые на нее поступали, автоматически декларировались как доход, и с них нужно было платить налог. Даже если эти деньги я просто перевела с другой своей карты. А вот для оплаты самого налога нужно было идти в приложение «Мой налог». В итоге я выбрала банк, где декларировать доход можно самостоятельно, а платежка для уплаты налога формируется автоматически. Так я могу и держать на одной карте доход от проектов, и переводить деньги с других своих карт, а еще это удобно тем, что налог я плачу сразу в этом же приложении.
Какой налог платит самозанятый со своего дохода
Самозанятые платят только фиксированный процент от дохода — налог на профессиональный доход. Обязательных страховых взносов нет. Налоговая ставка зависит от того, кто заплатил:
оплата от физлиц — 4%;
оплата от организаций и индивидуальных предпринимателей — 6%.
Во втором пункте статьи 1 закона о самозанятости указано, что такие налоговые ставки действуют до конца 2028 года.
Налоговая присылает уведомление о платеже до двенадцатого числа месяца, который следует за месяцем, когда доход был получен. А заплатить налог нужно до двадцать пятого числа.
Например, в мае человек заработал 50 000 рублей. Тогда до 12 июня налоговая пришлет уведомление, что нужно оплатить до 25 июня: 50 000 × 6% = 3 000 рублей.
Налог нужно платить только за фактический доход. То есть если в какой-то месяц самозанятый ничего не заработал, платить ничего не придется.
Когда человек регистрируется в качестве самозанятого, государство дает специальный вычет в размере десяти тысяч рублей, который снижает налоговую ставку. Первое время самозанятый будет платить налог по пониженной ставке: при оплате от частных лиц — 3%, от компаний — 4%. Такие ставки будут действовать, пока человек не сэкономит на налоге всю сумму вычета — десять тысяч рублей. После этого ставка налога вернется к стандартному уровню.
Налоговый вычет присваивается автоматически после регистрации, для него не нужно подавать заявление.
Оплачивать налог можно удаленно: через приложение «Мой налог», в личном кабинете плательщика налога на профессиональный доход или через приложение банка, если эта возможность банком предусмотрена. Рассчитывать самому ничего не нужно, налоговая сама посчитает сумму и сформирует счет. Достаточно только точно декларировать доходы и разделять те, что пришли от частных лиц, и те, что поступили с расчетного счета компаний.
Как самозанятому получать деньги от клиентов
Как я уже писала выше, самозанятые могут брать плату наличкой и безналичным переводом на счет. Чтобы получить оплату, нужно выполнить следующие действия:
Если платить будет компания, она может попросить выставить счет, при работе с частными лицами счет не нужен.
После получения денег заходим в «Мой налог» или приложение банка, где открыта самозанятость.
Указываем, за что получили деньги и от кого они пришли: физлица, компании или индивидуального предпринимателя.
Формируем чек и отправляем его клиенту.
Когда нам оплатили наличными, чек отдают в момент расчета. При безналичной оплате от компании по закону чек нужно отправить плательщику до девятого числа месяца. На практике я предпочитаю отправить чек сразу, как только увидела оплату и задекларировала доход, чтобы потом уже не тратить на это время.
Доход, который задекларировали, можно отозвать. Это может понадобиться, если клиент ошибочно перечислил неверную сумму или отказался от услуги после оплаты и нужно вернуть деньги. Сделать это можно через «Мой налог», личный кабинет самозанятого на сайте налоговой или приложение банка, если такая функция там предусмотрена.
При отзыве нужно будет выбрать причину: из-за ошибки при перечислении денег или потому, что нужно сделать возврат.
После отзыва чека налоговая автоматически пересчитает доход и сумму налога с него. Важный момент: если отозвать чек ошибочно, отменить это действие не получится, и придется заново заявить об этом доходе.
Чем самозанятый отличается от индивидуального предпринимателя
И в том и в другом случае человек может заниматься предпринимательством и оказывать услуги. Но индивидуальный предприниматель может нанимать команду и обязан платить страховые взносы в государственные фонды. Причем платить страховые взносы придется, даже если человек не ведёт бизнес и у него нет доходов по счетам ИП. Самозанятому не придется платить никаких налогов или взносов, если он не получает доход.
Самозанятый | Индивидуальный предприниматель | |
---|---|---|
Налоги | Только налог на профессиональный доход | Зависят от системы налогообложения |
Взносы в фонды социального страхования | Нет | Обязательные |
Налоговая отчетность | Нет | Есть |
Сотрудники | Нельзя нанимать | Можно нанимать |
Из таблицы видно, что самозанятость — гораздо более простой режим налогообложения. Индивидуальный предприниматель может перейти на режим самозанятости. Но для этого ему необходимо отказаться от текущего режима налогообложения и подать заявление об этом в налоговую в течение месяца после перехода на самозанятость.
Как перестать быть самозанятым
Это можно сделать добровольно по заявлению в налоговую. Заявление можно отправить так же, как при регистрации: например, через «Мой налог», личный кабинет самозанятого и на сайте налоговой.
Еще есть ситуация, когда человек лишается статуса самозанятого при достижении годового дохода в два миллиона четыреста тысяч рублей. Тогда для частных лиц все последующие доходы в текущем году будут облагаться налогом на доходы физических лиц по ставке 13%.
Если у человека есть статус индивидуального предпринимателя, то после достижения верхней планки дохода в качестве самозанятого, его по умолчанию переведут на общую систему налогообложения. Этот режим можно изменить на упрощенную систему, если подать заявление в налоговую в течение двадцати дней после утраты статуса самозанятого.