Десять способов использовать чат-бот для бизнеса

Бизнес-процессы строятся из сотен рутинных действий: обработать запрос клиента, сделать холодный обзвон по базе, протестировать стажера, рассказать новичку, как заполнять договор. Часть этих задач можно поручить чат-ботам. Как именно — рассказываем ниже.такое, каким оно должно быть и как его создать.

Что такое чат-бот

Чат-боты — это программы, которые встраиваются в мессенджеры или на сайты и ведут диалог с клиентом по заранее продуманному сценарию. Они работают без выходных и могут за 1–2 минуты закрыть задачу, которой обычно занимается менеджер: ответить на вопрос, зарегистрировать на вебинар или отправить напоминалку.

Скриншот показывает, как чат-бот отбирает новичков: показывает актуальные вакансии и рассказывает подробнее о выбранной
Так выглядит чат-бот HR-отдела Томору. Он проводит первичный отбор кандидатов — собирает личную информацию и тестирует на минимальные знания

Больше о самих чат-ботах мы рассказали в статье «Чат-боты: что это и как они помогают бизнесу».

Почему чат-бот может сделать бизнес эффективнее

Роботы исключают ошибки из-за человеческого фактора, быстрее справляются с потоком рутинных задач.

Чат-бот работает круглосуточно и не опаздывает. Даже самому трудолюбивому менеджеру нужен отдых. А еще больничные и возможность уйти с работы, если вдруг что-то случилось: ребенок заболел или нужно собрать собаку из ветклиники.

Чат-бот может одновременно обрабатывать сотни заявок. Робот выполняет за пару минут задачу, на которую человеку понадобится несколько часов.

Чат-бот отсеивает нерелевантные обращения. До сейлзов доходят только заинтересованные клиенты — с ними работать проще, чем с людьми, которые оставили заявку случайно или из любопытства.

С роботами можно автоматизировать шаблонные процессы, сэкономить на оплате менеджерам и повысить продажи.

10 возможных применений чат-бота в бизнесе

Функции зависят от задач бизнеса. Ниже приводим несколько примеров того, как можно использовать робота.

Чат-бот для приема заказов. В кафе-кондитерской Café администратор не справлялся с обработкой заказов во время пиковых нагрузок. Бот взял на себя базовый диалог с клиентами: приветствовал, рассказывал про ассортимент, отвечал на вопросы, принимал заказы во время Пасхи. Подробнее о роботе для Café рассказали в статье «Прием заказов чат-ботом в пекарне».

Чат-бот для уведомления о статусе заказа. Бот отслеживает перемещения заказа и отправляет информацию о нем после оформления, отправки, поступления в пункт выдачи.

Чат-бот для напоминания о событии. Заканчивается акция, начинается вебинар, готовится конференция — робот присылает уведомление.

Чат-бот для поддержания программы лояльности. Бот регистрирует в программе, предлагает скидку на день рождения или другой праздник, начисляет баллы после покупки.

Чат-бот для обработки стандартных вопросов. «Как оформить заказ?», «Во сколько вы открываетесь?», «Какие есть варианты оплаты?» — менеджеру не приходится каждый раз отвечать одно и то же.

Чат-бот для регистрации на мероприятие. Человек вводит данные, а робот записывает его на урок, мастер-класс, семинар или встречу.

Чат-бот для сбора потенциальных клиентов. Выглядит как виджет на сайте, который предлагает скачать материал после того, как пользователь оставит адрес электронной почты.

Чат-бот для записи к врачу. Снимает нагрузку с менеджеров регистратуры: через бота пациент сам выбирает дату и время посещения.

Чат-бот для передачи клиентов отделу продаж. Эту задачу взял на себя робот, которого создали для Петра Сухорукова, эксперта в области социальной инженерии. Бот приветствует пользователя, отправляет базовую информацию для сотрудничества и отвечает на вопросы. Всю историю рассказали в статье «Обработка заявок чат-ботом в Telegram».

Чат-бот для онбординга новых сотрудников. В компанию приходит новичок и получает доступ к базе знаний: где создать аккаунт, как подписывать документы, что нужно, чтобы уйти в отпуск.

Один бот может взять на себя несколько задач. Например, психологу-самозанятому достаточно скрипта, который принимает заявки от клиентов и предлагает время консультаций. Компании с целой продуктовой матрицей и десятком услуг подойдет более сложный и разветвленный сценарий.

Как создать чат-бота

Чат-бота можно создать несколькими способами — через платформу-конструктор и через специального бота. Зависит от того, где робот используется.

Чат-бот в Телеграме. Сначала нужно создать бота через BotFather, потом подключить его к одному из платформ-конструкторов: Unisender, Chat2Desk, BotMother. Там прописывается сценарий проведения: формируется ход диалога, выстраиваются триггеры — фразы или слова клиента, на которые реагирует робот.

На скриншоте — диалог с BotFather
Конструктор бота в BotFather. Нужно придумать имя и юзернейм для робота, а бот в ответ высылает его токен — он понадобится для подключения к телеграм-каналам и другим платформам

Чат-бот в WhatsApp. Понадобится WhatsApp Business Api — только с ним можно настраивать бота и редактировать сценарии. Зачем он нужен и как его настроить — рассказывали в статье. После его подключения можно использовать те же платформы-конструкторы.

Снимок экрана показывает структуру бота от приветственного сообщения до призыва к действию
Шаблон чат-бота для записи на вебинар по SMM в Юнисендере

Чат-бот для сайта. Для сайтов есть отдельные сервисы: CarrotQuest, Jivo, Calibri.

На скриншоте — разветвленная структура бота с вариантами действий в зависимости от ответа на приветствие
Шаблон приветствующего бота в CarrotQuest

Бот в Телеграме, который настраивается через BotFather, работает бесплатно. Услуги платформ обойдутся от 1 100 рублей в месяц на BotMother. В некоторых, например Calibri, есть бесплатный период.

Письмо с лучшими статьями. Без спама

У нас есть политика конфиденциальности и условия обработки персональных данных, и при подписке вы соглашаетесь с ними автоматически

Зин в Телеграме