Автоматизация маркетинга: инструменты и применение
Представьте ситуацию: маркетолог кофейни придумал классный офер, чтобы привлечь гостей. Он берет их адреса из базы данных, заходит на официальную почту и вручную отправляет письма клиентам с приглашением на кофейный бранч. В рассылке двести человек, и, чтобы сделать предложение персонализированным, маркетолог обращается к каждому гостю по имени.
На отправку приглашений уходит целый день. За это время маркетолог мог бы проанализировать результаты контекстной рекламы или составить контент-план на месяц, но вынужден вручную отправлять письма. Теперь представьте, что в рассылке не 200 человек, а 10 000.
Чтобы не тратить время на рутинные задачи, маркетологи используют автоматизацию. В статье рассказываем, как она работает и что нужно, чтобы ее внедрить.
Что такое автоматизация маркетинга
Автоматизация маркетинга — это процедура, которая позволяет переложить стандартные задачи по маркетингу с сотрудника на специальный сервис, программное обеспечение. По сути, автоматизация — это программа, которая выполняет определенные задачи вместо маркетолога: она заменяет ручной труд на машинный и освобождает время для более сложных задач. Пример автоматизации — рассылка сообщений в вотсапе или смс на день рождения клиентов с предложением скидки. Специалисты не отслеживают эту информацию, для этого есть специальные алгоритмы. Они обращаются к базе данных клиентов и сравнивают их даты рождения с текущей датой. Если даты совпадают, робот автоматически отправляет клиенту поздравление и бонус.
Роботы не ошибаются, не забывают и могут совершать задачи в больших объемах: например, публиковать десятки постов, отправлять тысячи имейлов и пушей, делать вотсап- и телеграм-рассылки, проводить аналитику данных.
Зачем нужна автоматизация маркетинга
Автоматизация маркетинга для бизнеса упрощает работу отделов маркетинга и продаж — с ее помощью можно делегировать рутинные процессы роботам, а значит, сэкономить время работы сотрудников и сократить расходы на оплату их труда. Автоматизация помогает анализировать большие объемы данных, запускать эффективную рекламу, вести систему лояльности, обзванивать клиентов и доводить их до покупки.
Вот какие задачи может взять на себя программа автоматизации:
- запустить автоматическую рассылку по отдельным сегментам аудитории;
- обзвонить покупателей и сообщить о статусе заказа;
- «дожать» клиентов, которые не завершили заказ на сайте;
- собрать и вывести в удобном формате данные для аналитики;
- прислать уведомление об акции, мероприятии, новинках.
При этом следует помнить, что за любой автоматической программой стоит человек. Чтобы рассылка работала, маркетолог должен сначала сегментировать пользователей, написать текст, заверстать письмо и только потом его разослать. Чтобы обзвон приносил лидов, надо собрать базу клиентов, прописать скрипты и запустить звонки. Результаты тоже сами себя не проанализируют: их нужно изучить, сделать выводы на основе данных и внести корректировки в работу маркетинговой службы.
Какие задачи закрывают инструменты автоматизации маркетинга
Для решения разных задач маркетологи используют множество инструментов автоматизации. Разберем их подробнее.
Запуск имейл-рассылок. Чтобы не отправлять письма вручную, специалисты пользуются имейл-сервисами, например Юнисендер или Мейлчимп. Можно выгрузить туда клиентскую базу, сегментировать ее по возрасту, интересам, полу, дате рождения, действиям на сайте и другим параметрам, а потом заверстать красивое письмо с офером или уведомлением и разослать по нужным адресам.
Например, с помощью автоматической рассылки магазин косметики может вернуть на сайт покупателей, которые добавили товар в корзину, но не оформили заказ.
Или сделать рассылку о продвижении заказа: собрали — передали в службу доставки — доставили в пункт выдачи.
Эти сценарии настраивает имейл-маркетолог, а программа делает рассылку по сценариям.
Отправка пуш-уведомлений и сообщений в чатах. С помощью специальных платформ можно автоматизировать рассылку уведомлений в мессенджерах и мобильных приложениях или на сайтах.Для этого подойдут такие сервисы, как Юнисендер или Сендпульс.
Например, пуши можно использовать, чтобы оповестить о распродаже, новых позициях в меню, начислении баллов, с их помощью можно попросить обратную связь, как это делает Озон.
Планирование публикаций. Платформы для публикации постов помогают ускорить работу с соцсетями. Так, SMM-менеджеры могут написать посты на две недели вперед, подобрать картинки и запланировать публикации на определенное время, а посты будут публиковаться сами даже в выходные дни или ночью, в нерабочее время.
Для планирования публикаций можно использовать внутренние сервисы соцсетей и мессенджеров, например ботов в телеграме.
А если нужен кросспостинг на разных площадках, например в телеграме и Вконтакте, специалисты используют более сложные платформы для автоматизации работы маркетинга, один из вариантов — SMMPlanner.
Запуск рекламы. Маркетологи могут автоматизировать и запуск любой рекламы: контекстной, таргетированной, медийной. Для этого существуют разные площадки, в которых можно массово создавать объявления, сегментировать аудиторию, запускать рекламные кампании. Например, в Яндекс-директе можно сделать рекламные объявления на странице поиска или баннеры и графические объявления в рекламной сети Яндекса, управлять рекламой на радио или уличных баннерах в кабинете.
Для автоматизации рекламы можно пользоваться сторонними кабинетами, например Еламой. Она позволяет управлять рекламой на нескольких площадках, пополнять счета на рекламу и автоматически получать закрывающие документы.
Сбор и вывод данных в визуальном формате. Инструменты автоматизации маркетинга пригодятся не только для запуска рекламы, но и для анализа ее эффективности. В одном кабинете подгружаются данные рекламы, SEO-трафика, реферальных ссылок, где маркетолог может составить из них отчеты, проанализировать сведения и внести корректировки в маркетинговую стратегию.