Люди«Я закрыл бизнес и попытался устроиться на Саратовский молочный комбинат, но меня не взяли». Как у Томору появился первый инвестор

Эксперт Александр Хвостенко, первый инвестор Томору, предприниматель, руководитель маркетингового агентства. Записала Женя Малышкина.

Иногда благодаря одному сумасшедшему поступку, когда мы рискуем и идем против всех правил, случаются события, которые меняют всё.

В 2019 году я нарушил все законы инвестирования и вложил деньги в Томору. Когда компания попала в кассовый разрыв и Денису нужны были деньги, я сказал ему, что у меня есть эта сумма. На самом деле таких денег у меня не было.

Первое место

Я увлекался бизнесом с детства и всегда хотел быть предпринимателем. В десять лет прочитал книгу Натальи Правдиной о том, как стать богатым, а в двенадцать — Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа». Мне были интересны цифры, и я хотел быть ближе к деньгам, поэтому начал карьеру с позиции помощника бухгалтера. Моя мама работала главным бухгалтером, она взяла меня к себе, и я полгода заполнял у нее счета и акты. За это время изучил азы работы в бухгалтерии и разобрался, как в компании появляются деньги: она производит что-то ценное, а клиенты платят за это.

Мне было понятно, как работает бизнес и как его построить, но я не понимал, как привлекать клиентов, поэтому начал изучать маркетинг. Первые шаги в маркетинге я сделал еще в десятом классе, когда был клубным промоутером. Чтобы получить четыре бесплатных билета на вечеринку, нужно было пригласить шестьсот человек в группу во Вконтакте. Это была моя первая победа и первые навыки в смм.

У меня была идея создать коворкинги в Саратове, и в девятнадцать лет я поучаствовал в конкурсе «Мое дело!» с бизнес-планом такого коворкинга. Мы назвали проект «Первое место» и победили в конкурсе, а после защиты наш бизнес-план загадочно исчез со стола жюри. Я очень переживал, потому что боялся, что кто-то реализует эту идею, но тогда коворкинг в Саратове так и не появился.

Тот первый коворкинг был просто картинкой, идеей. Тогда я и представить себе не мог, что через пять лет я вернусь к ней, чтобы открыть шестнадцать коворкингов по всей России, и в этот раз — по-настоящему.

Сбитый летчик

В 2015 году я открыл свою первую компанию — маленькое диджитал-агентство в Саратове. У нас была команда из четырех человек, мы проработали полгода и попали в кассовый разрыв. Мне было двадцать лет, и я еще не знал, что если в компании нет денег, то их можно занять или привлечь инвестиции. Поэтому я закрыл компанию и пошел устраиваться на работу.

Я ходил на собеседования и чувствовал себя сбитым летчиком. Помню, что пытался устроиться на Саратовский молочный комбинат, но меня туда не взяли. Это был период кризиса: сначала я закрыл бизнес, а потом меня не брали на работу.

Одна из компаний, в которую я пробовал устроиться, — агентство недвижимости «Этажи». Я прошел четыре сложных этапа собеседования, а после этого они перестали мне отвечать. Я отправил им гневную эсэмэску, которая очень понравилась эйчар-директору: «Ну он и наглый. Нам такие нужны». Хотя у меня не было опыта, они поверили в меня: выделили бюджет в триста тысяч рублей и отправили запускать рекламу на радио и телевидении. За два с половиной года работы маркетологом в Этажах у меня получилось практически с нуля выстроить отдел маркетинга в компании. Это было потрясающее время, когда я впитывал опыт и учился каждый день.

Тридцатый этаж Москва-сити

Я всегда мечтал переехать в Москву. Даже скачал приложение «Дембель», чтобы считать дни до переезда, который дважды откладывался. Несмотря на это, я точно знал, что буду жить в Москве. В апреле 2018 года я уволился из Этажей, а в мае начал работать в Лайк-центре Аяза Шабутдинова. Так сбылась моя мечта, и я оказался в Москве.

Я был обычным парнем, который жил на окраине Саратова и зарабатывал двадцать семь тысяч рублей. И вот спустя месяц я работаю в башне Москва-сити на тридцатом этаже с видом на весь город и получаю зарплату в три раза больше. Это был новый для меня мир, я находился в шоке от такого контраста и не понимал, что происходит.

В июне мы готовили Концентрат — самое важное на тот момент мероприятие Лайк-центра на две тысячи участников. Тогда мы и познакомились с Денисом. В то время он работал с Сашей Маглеванным, ребята делали проект по дополненной реальности «Гексар». Денис предложил создать чат-бота, который будет делать рассылки и помогать участникам Концентрата ориентироваться в пространстве. При этом он написал, что технологически его компания давно ушла вперед в разработке ботов и чат-бот для Концентрата — простая для них задача.

Мне понравилось работать с ребятами, они быстро решали проблемы и всё время были на связи, несмотря на семь часов разницы между Владивостоком и Москвой. Чтобы отправить рассылки вечером по московскому времени, Саша ставил будильник, так как во Владивостоке была уже ночь.

Концентрат стал первым значимым проектом в Лайк-центре, благодаря которому меня заметили. Я пришел на позицию обычного менеджера по маркетингу, прошел три или четыре позиции и вырос до исполняющего обязанности директора по маркетингу, у которого было сорок четыре человека в подчинении. Я благодарен Антону Утехину, предыдущему директору по маркетингу, который взял меня на работу и доверил мне эту работу и команду.

Когда проект закончился, мы с Денисом продолжили общаться и искать возможности для совместных проектов. Мы стали друзьями. Мне нравится, когда дружеские отношения рождаются в совместной работе, это важный для меня показатель.

Что было на самом деле?

Денис позвал меня прилететь к нему на день рождения в июле. Я сказал, что если он приедет в мае в Москву на мой день рождения, то и я прилечу к нему во Владивосток. Оба сдержали слово. С тех пор это стало традицией — летать друг к другу на дни рождения.

Прошлым летом я тоже летал во Владивосток. Мы с Денисом сидели на берегу Японского моря и вспоминали, как всё начиналось. Я спросил его о том сообщении, где он написал, что технологически компания давно ушла вперед: «Что там было на самом деле?» Денис ответил: «У нас вообще ничего не было».

Денис. С Сашей мы познакомились, когда у нас еще был Гексар и мы только придумали идею с говорящим роботом. Чтобы подтвердить гипотезу, нам нужно было его продать. Саша поверил в нас и стал первым покупателем несуществующего бота.

В процессе мы узнали друг друга лучше и поняли, что совпадаем по духу. Постепенно наши рабочие отношения превратились в дружеские. Саша — классный друг, который периодически поддается на мои авантюры. Он первый инвестировал в Томору. Саша стал неотъемлемой частью команды еще до того, как она появилась.

Как нельзя инвестировать

Когда Денис написал, что Томору нужны деньги, у меня на руках была только треть суммы, вторая часть должна была прийти мне через месяц, а еще треть мне пришлось занять у мамы. Это история о том, как нельзя инвестировать. Я не просто вложил все свободные деньги, которых не было, в компанию, но и никак не закрепил это юридически, то есть просто отдал деньги Денису.

Я интуит, поэтому часто принимаю решения, которые не основываются на логике. При этом я всегда осознаю, что могу потерять деньги, которые инвестирую, и иду на понятные риски. Да, я отдал все накопления, но я знал, что могу заработать эту сумму снова. Хотя я нарушил все законы инвестирования, я чувствовал, что поступаю правильно.

Денис. Опытные инвесторы рекомендуют входить в те проекты, которые уже растут. Не инвестировать всё в один стартап и тем более не делать это на последние деньги. Саша сделал всё наоборот, и сегодня его доходность выросла в сто шесть раз.

Идеи, которые стали реальностью

За время работы в Лайк-центре я вырос и понял, как мне близок дух стартапов. Мне нравится, когда из идеи рождается что-то материальное. Созидание и рост — две ключевых ценности, мне важно, чтобы в жизни всегда происходило что-то новое, важно создавать. Я искренне хотел стать предпринимателем, инвестором и окружить себя такими же людьми.

Поэтому через пять лет после того, как выиграл конкурс «Мое дело!», я вернулся теме коворкингов и ушел из Лайк-центра, чтобы открывать сеть коворкингов «Неймс». Так начались мои самые долгие рабочие отношения длиной в три с половиной года. Я пришел в Неймс, когда первый коворкинг существовал только на картинке, а маркетинга не было вообще. У меня получилось с нуля построить маркетинг в стартапе, который не только не закрылся в первый год, но и стал лидером рынка. Мы открыли шестнадцать коворкингов по всей России, тринадцать из них — в один день. Выиграли две премии за лучшие коворкинги на российском рынке и помогли тысячам предпринимателей. Я стал одним из ключевых людей, которые отвечали за финансовые показатели бизнеса.

Так одновременно два проекта, Томору и Неймс, родились на моих глазах. Я видел, как идея в голове одного человека превращается в настоящую компанию, которая делает крутой продукт, полезный не только клиентам, но и сотрудникам. Видел, как эти компании выросли с нуля до десятков миллионов в месяц. Я убедился на практике, что любая идея может стать реальностью, если верить в нее и создавать то, во что веришь. Поэтому я инвестировал в Томору — я поверил в Дениса и его идею.

«Что за девушка звонит тебе по утрам?»

Осенью 2020 года мы проводили большой марафон для предпринимателей в Неймс. Обучение начиналось в восемь утра, поэтому у нас была задача не просто привлечь людей, а разбудить их, чтобы они приходили на вебинары. Вместо того чтобы писать эсэмэски или делать рассылку, мы придумали голосового робота, который звонил участникам по утрам.

Робот говорил голосом Ани Еремеевой: «Добрый день! У нас через 30 минут начинается вебинар. Мы вас ждем». Люди не верили, когда узнавали, что это был робот. «Что за девушка звонит тебе по утрам?» — одному из участников даже пришлось объясняться с женой.

После этого марафона история Томору начала раскручиваться. Мне стали писать и спрашивать контакты компании, которая делает таких роботов. Так мы решили задачу с посещаемостью вебинаров в Неймс, а Томору смогла нащупать продукт и уверенно заявила о себе.

Обмен с превышением

В прошлом ноябре я принял важное решение: уйти с надежной и любимой работы и строить свое дело. У меня снова диджитал-агентство, сейчас в нем работают четырнадцать человек.

Есть такая цитата: «В жизни каждого человека есть два дня рождения — день, когда он родился, и день, когда понял для чего». В двадцать восемь лет я понял для себя, зачем родился. Когда осознаёшь свою миссию, проще делиться ей с миром, и мир от этого только выигрывает. Миссия моего агентства — быть проводником для маленьких компаний с крутым продуктом в большой мир. Если продукт заслуживает того, чтобы о нем узнали как можно больше людей, у меня есть все компетенции, чтобы это произошло

В коворкингах я работал с предпринимателями из разных регионов России, поэтому знаю, что беспокоит их, где не хватает знаний или понимания, как реализовать то, что они задумали. Я хочу предлагать лучший маркетинг для стартапов и масштабирования компаний. Это то, что меня вдохновляет, — отдавать все мои знания и опыт, чтобы создавать продукты, от которых люди будут в восторге.

Сейчас я активно участвую в жизни Томору. Томору — клиент моего агентства, у меня есть доля в компании, и я вхожу в совет директоров. Раз в две недели мы встречаемся с Денисом и партнерами, обсуждаем, как идут дела, обмениваемся идеями и ресурсами. Когда я понимаю, что у меня есть какой-то ресурс, который поможет Томору вырасти, я делюсь им.

Я работаю и строю жизнь по принципу, что любые взаимоотношения — это обмен с превышением, и стараюсь окружать себя людьми с такими же ценностями. Я вырос с пониманием того, как важно быть отдающим человеком для близких, команды и клиентов. Для меня важно быть вкладом.

Письмо с лучшими статьями. Без спама

У нас есть политика конфиденциальности и условия обработки персональных данных, и при подписке вы соглашаетесь с ними автоматически

Зин в Телеграме