Люди«Я сбежала из продаж, чтобы собирать роботов»

Эксперт Анна Еремеева, управляющая по развитию продукта в Томору. Записала Женя Малышкина.

Я работала в фотошколе, продавала курсы по фотографии — это была монотонная и неинтересная работа. Иногда мне нужно было обзванивать по шестьдесят человек и четыре часа подряд повторять им один и тот же текст. За год я сменила девять работ, работа в фотошколе была десятой. Сейчас меня бы смутил такой кандидат, который за год поменял десять мест, но я искала проект, где мне понравится и я смогу развиваться как профессионал и как личность.

А потом я случайно попала на конференцию для студентов и познакомилась с Денисом и его проектом Томору. Первое, что я подумала, когда услышала выступление Дениса: «Если мои работодатели узнают, что существует Томору, меня уволят». Ведь всё, что я делаю, может делать робот.

С этим вопросом я подошла к Денису после выступления, а он посмеялся и сказал, что меня уволят, но не скоро. На тот момент у меня не было никаких знаний, только желание учиться и намерение реализоваться в грандиозном проекте. Тогда все звезды сошлись, мы с Денисом начали переписываться, а через два месяца я пришла работать в Томору.

Кем я только не называлась, даже Джессикой

Я начинала как менеджер по продажам: занималась холодными звонками, изучала поведение людей в разговорах и работала с первыми клиентами Томору. Потом у нас появилась собственная платформа — приложение для создания роботов и управления ими. «Давай ты попробуешь их озвучивать?» — предложил Денис. Так я стала голосом роботов Томору.

Всех первых роботов звали Аня, потом клиенты начали придумывать другие имена. Кем я только не называлась: Алиса, Полина, Ольга, Виктория, Эльза и даже Джессика. Я говорила: «Здравствуйте, меня зовут Джессика» — и старалась не рассмеяться, потому что представляла себя Джессикой из «Кто подставил кролика Роджера». Профессионализм — это добиваться приятного звучания всегда. Несмотря на смешное имя или на скрипт, полный юридических терминов, которые нужно спокойно и четко проговорить один за другим.

Я кайфовала от работы, потому что понимала: сейчас я один раз запишу текст, а робот будет говорить его сотни раз. А если попадется нахальный собеседник, я этого уже не услышу. Я старалась думать о людях, которые будут разговаривать с милой Аней из робота, о том, чтобы им было приятно слушать и хотелось дослушать до конца.

Но самым сложным оказалось научить этому других людей. Чтобы хорошо озвучивать роботов, нужно говорить в диктофон так, будто общаешься с реальным собеседником, а не просто записываешь свой голос. Здесь важен и опыт в продажах, и навыки коммуникаций, и владение голосом. Всё не так просто, как кажется.

Пару раз я приходила к Денису увольняться

Было несколько моментов, когда я так уставала, что приходила к Денису увольняться. Я надеялась, что он отговорит меня, поскольку увольняться мне не хотелось. Денис умеет найти слова, которые подстегивают двигаться дальше.

Мы любим вспоминать историю про логистические компании. Сейчас она кажется забавной, но тогда чуть не сломала меня. У нас была гипотеза, что роботы хорошо зайдут в логистике. При этом мы не понимали, каких роботов можем предлагать, у нас не было даже платформы, чтобы их собирать.

В пятницу вечером Денис написал, что на следующей неделе я должна организовать ему пять встреч с представителями топовых логистических компаний. У меня не было запаса времени, чтобы откладывать задачу, поэтому я открыла список компаний и начала звонить. Мне было страшно. К следующей неделе я смогла договориться всего лишь об одной встрече.

Я была двадцатилетней девочкой, которая сидела в своей общаге, звонила на горячие линии компаний доставки и просила контакт директора. Конечно, меня все посылали, но так как задача уже стояла, у меня не было шанса слиться. Я продолжила звонить, и через две недели назначила еще четыре встречи. Тогда я поняла, что умею это и могу дозвониться до кого угодно.

Цели, которые мы ставим перед собой в Томору, для сумасшедших. Для тех, кто не верит, но попробует и сделает, даже если другие считают это невозможным.

Можно не верить в результат, но верить в людей рядом

Сначала мы собирали и продавали роботов втроем: я, Денис и Никита. Продажи тогда были моим ключевым навыком и самой нелюбимой частью работы. Когда мы начали расти и набирать людей, я поняла, что мне больше всего нравится растить команду, выстраивать взаимодействие и видеть прогресс у ребят.

Я постоянно совершенствовала процесс обучения. Учебный материал, на который первые ребята тратили два месяца, вторые осваивали за три недели, а следующие — за одну. Я просто меняла структуру и подачу, а процесс ускорялся в восемь раз!

Я сильно выросла в Томору. Невозможно не расти, когда меняешь столько ролей в компании, когда управляешь командой из двадцати человек. Для меня управлять — значит служить людям. Я несу ответственность за то, чтобы им было комфортно и интересно работать. И я кайфую от этой ответственности.

Лучшие идеи приходят в декрете

История, которую любят рассказывать у нас в Томору, о том, как я родила буквально без отрыва от производства. В воскресенье я уехала в роддом и написала ребятам, что меня не будет на связи три дня. В понедельник я отдыхала после родов и вдруг вспомнила, что мы поменяли пароль от одной системы и никому не сказали. Пришлось выйти в чат в этот день и на следующий тоже.

После родов я оставила себе только те рабочие задачи, которые были мне по силам. Первые полгода было легко совмещать заботу о ребенке с работой, потому что дочка или лежала в кроватке, или спала на руках. В полноценный декрет я ушла только через девять месяцев, когда дочка поползла и начала исследовать мир вокруг.

В декрете мне стали приходить лучшие идеи. Просто потому, что получилось разгрузить голову от операционной деятельности, которая есть всегда. У меня появилась возможность отдохнуть и понаблюдать. Сначала я придумала, как собирать робота всего за один день, а теперь готовлюсь к созданию онлайн-школы Томору. Не знаю, что из этого выйдет, но точно что-то классное.

Из продаж мне уйти так и не удалось

Раньше я думала, что продажа — это обмен товара на деньги, выуживание денег из людей. За три года в Томору мое отношение к продажам поменялось. Сейчас я понимаю, что продавать не значит вытягивать деньги из чужих кошельков. Это про донесение ценности. И если сначала продать человеку ценность твоего продукта, то реализовать сам продукт после уже не так сложно.

Продажа в Томору — ключевой скилл, который пронизывает все отделы. Мы продаем не только клиентам, но и друг другу. Я перестала продавать роботов, но теперь продаю новые структуры в подразделении, новую систему мотивации. Все нововведения в команде, вообще всё, что происходит, нужно продавать. Продавать задачи, идеи или даже коллег новому сотруднику. И это необходимый навык для жизни каждого человека.

Письмо с лучшими статьями. Без спама

У нас есть политика конфиденциальности и условия обработки персональных данных, и при подписке вы соглашаетесь с ними автоматически

Зин в Телеграме