ЛюдиБоты для соцсетей: как вовлекать подписчиков без спама и серых схем
Чем активнее подписчики на странице в соцсети, тем проще продвигать контент и достигать маркетинговых целей через СММ. Для повышения активности используют вовлекающие механики: люди реагируют на посты, ставят лайки и комментарии, делятся контентом, общаются с компанией.
Чтобы вовлечь подписчиков, в соцсетях запускают игры, конкурсы, тесты и прочий развлекательный контент. Или используют механики обратной связи — чаты, где человек может задать вопрос и получить ответ от представителя компании. В статье расскажем, как Палиндром автоматизировал такие механики с помощью ботов.
После появления в соцсетях алгоритмической ленты недостаточно регулярно делать классные публикации. Если человек молча читает посты и никак на них не реагирует, алгоритм перестает показывать публикации, а страница исчезает у подписчика из виду. И тогда посты видит меньше людей, показатели вовлеченности падают, и вложения в СММ перестают окупаться.
Алгоритмические ленты в соцсетях работают так: сначала публикацию показывают только небольшой части подписчиков. Если эти люди отреагировали на пост лайком или комментарием, алгоритм показывает пост большему количеству людей и оценивает их реакцию. Если люди не лайкают и не комментируют посты группы, алгоритм начинает показывать их реже.
С Телеграмом немного другая ситуация. Хоть в нем и есть возможность вести канал и собирать подписчиков, это пока скорее мессенджер, а не соцсеть. Именно так его использует большинство людей.
В Телеграме пока нет рекомендательной ленты, которая помогает органически вовлекать тех, кто не подписан на канал. Зато подписчики могут отключить уведомления канала или даже убрать его в архив. Это приводит к тому, что посты читает в лучшем случае половина подписчиков, а органического прироста просмотров нет.
Получается, что компания публикует посты, вкладывает деньги в рекламу и посевы страницы в соцсетях, а многие из подписчиков не видят эти публикации. В этой ситуации на помощь приходят вовлекающие механики.
Активируем спящих подписчиков и повышаем охват
Итак, если люди подписываются на сообщество, но никак не реагируют на посты, алгоритм реже показывает публикации сообщества в ленте у подписчиков. Чтобы активизировать подписчиков и повысить охваты публикаций, запускают механики, которые стимулируют людей лайкать и комментировать каждый пост в группе. Пример такой механики — конкурс с рейтингом активности.
По условиям конкурса каждое действие пользователя на странице оценивается в баллах: например, за лайк — один балл, за комментарий — два. Важно соблюдать правила соцсети о конкурсах. Например, по правилам Вконтакте нельзя вознаграждать людей за репосты.
Такие боты работают примерно по одному принципу: при настройке администратор страницы задает, сколько баллов присваивается за каждое действие, за какой период нужно считать активность подписчиков и в каком виде выводить виджет.
Эту механику мы запускали для группы страховой компании во Вконтакте. У этой компании есть несколько продуктов: страхование жизни и здоровья, страхование дома, автострахование. С точки зрения выбора аудитории, эти продукты нацелены на три разных группы клиентов с разными интересами. Так, человек мог подписаться после поста об автостраховании, а остальными темами он не очень интересуется. Поэтому человек пролистывает посты о страховании жизни и здоровья и никак на них не реагирует. В результате со временем публикации нашего сообщества пропадают из ленты подписчика.
Чтобы активизировать подписчиков, запустили конкурс с рейтингом активности: начисляли баллы за лайки и комментарии, а раз в месяц награждали десять самых активных подписчиков мерчем компании и промокодом на оформление полиса. Считать активность вручную долго, так что использовали бота, который считает баллы и выводит статистику по подписчикам.
В результате люди видели конкурс, решали участвовать, а параллельно читали посты, узнавали о продуктах компании и переходили по интересным для них ссылкам в постах.
Активность подписчиков сигнализировала алгоритмам соцсети, что здесь интересный контент, а значит, нужно показать посты большему числу людей. Причем алгоритм начинает показывать такие публикации даже тем, кто не подписан, но может заинтересоваться темой сообщества.
Проводим игры и стимулируем людей переходить на сайт компании
В соцсетях журнала «Код» мы делали пост с нейрошляпой. Механика была такая: человек писал в комментариях к посту слово «результат», а в ответ получал предсказание, какая айти-профессия ему подойдет. Цель этой механики — подсветить курсы Яндекс Практикума, поэтому в предсказании была ссылка на одну из обучающих программ платформы.
Чтобы быстро отвечать на комментарии и не привлекать к этому много людей, в группе во Вконтакте мы запустили бота через приложение Chatgun. Бот автоматически отвечал на комментарии, в которых было ключевое слово «результат». Для ответа прописали несколько вариантов предсказаний с разными профессиями: дата-саентист, бизнес-аналитик, андроид-разработчик, айос-разработчик, веб-разработчик, джава-разработчик. Вариант предсказания бот выбирал случайно из прописанных вариантов.
А вот в Телеграме подобных ботов нет, поэтому отвечали на комментарии вручную. Чтобы отвечать оперативно и не повторяться в вариантах ответов, пришлось подключить наших комьюнити-менеджеров и контент-продюсеров. Для Телеграма понадобилось четыре человека на то, с чем быстро справлялся один бот во Вконтакте.
Тесты с вариантами ответов — другой пример развлекательной активности, которая не только вовлекает людей в соцсети, но и стимулирует переходить на сайт компании. Пользователь пишет в комментариях «Тест» и активирует бота. Бот в ответ задает человеку вопрос с вариантами ответа, человек отвечает, бот задает следующий вопрос, а в конце автоматически подсчитывает ответы и выдает результат. Во Вконтакте ответы на комментарий отображаются в ветке под ним, поэтому человек не запутается, ему ли ответил бот или другому пользователю.
В результате получаем высокую вовлеченность под конкретными постами, интерес подписчиков к контенту группы, а если добавляем в результат ссылку на продукт — стимулируем дополнительные переходы на сайт.
Собираем обратную связь от подписчиков и общаемся с клиентами в соцсетях
Если дать возможность подписчикам общаться напрямую с компанией через соцсети, это повысит лояльность и поможет лучше понимать аудиторию. Для общения с подписчиками используют чат-боты и механики сбора обратной связи.
Для издания о доказательной медицине «Купрум» мы используем бот обратной связи в Телеграме. Он работает как чат, куда подписчики могут написать вопрос, а редакция ответит на него в рубрике «Ответ по науке».
Бот в этом случае помогает человеку остаться анонимным и снимает барьер: написать в личку редактору страшно, а боту — гораздо комфортнее. Вопросы попадают к менеджеру обратной связи. Если на эту тему уже есть статья в Купруме, менеджер пришлет через бот ссылку на материал. Если на такой вопрос еще не отвечали, то читателю напишут, что передали вопрос в редакцию. Такой чат помогает формировать доверие у читателей, а редакции проще подбирать темы публикаций, которые будут интересны аудитории.
Аналогично через бота можно проводить консультации по товарам: например, человек спрашивает у бота интернет-магазина техники, какой ноутбук лучше купить под его задачи, а в ответ получает подборку из нескольких товаров.
Во Вконтакте для обратной связи есть приложение «Форма сбора заявок» самой соцсети с теми же функциями, поэтому отдельные боты не нужны.
Боты полезны, чтобы разогнать активность и построить комьюнити. С их помощью удобно автоматизировать работу, когда идет большой поток комментариев и нужно шаблонизировать ответы. Но иногда даже при большом потоке ответов лучше обойтись без ботов: когда нужно обрабатывать поток негатива, отвечать на жалобы или решать проблему клиента. Если в этой ситуации настроить бота с дежурным ответом, человек останется разочарован, а компания потеряет клиента.
Для таких случаев лучше подключить комьюнити-менеджеров и техподдержку: они зададут дополнительные вопросы, разберутся в ситуации и подберут решение с учетом конкретной ситуации пользователя.