ЛюдиШесть историй благотворительности в бизнесе
Компании занимаются благотворительностью, потому что хотят помочь людям. На платформе «Вк добро» предприниматели проходили опрос о целях благотворительности, ответы были такие:
- хотим поделиться ресурсами — 64%;
- заботимся о мире вокруг — 34%;
- сделали благотворительность частью культуры компании — 17%;
- поддерживаем хороший имидж — 12%.
В опросе участвовали представители малого и среднего бизнеса, и оказалось, что треть из всех участников участвует в благотворительности. Виктория рассказала, как бизнес помогает фондам.
Передавать фонду часть денег с продажи товаров или услуг
Распространенный способ помощи — пожертвовать фонду часть выручки. Например, перед Новым годом Фонд Константина Хабенского и бренд «Хьюго босс» провели совместную акцию: фонд получал триста рублей с покупки каждого флакона. Тогда Хьюго босс впервые обошел по продажам легендарные духи «Шанель».
В поддержку фонда «Подари жизнь» Сбер сделал особый продукт — карту, которая переводит в фонд 0,3% с каждой покупки владельца. Еще 0,3% добавляет банк. То есть с каждой тысячи в фонд приходит шесть рублей. Сумма не кажется большой, но за год получится около двадцати тысяч, а это значимые деньги для фонда.
Необязательно придумывать сложную акцию. Каждый продавец Озона может участвовать в программе «Забота»: можно выбрать фонд и товар программы, с продажи которого Озон перечислит процент в фонд. Фонды меняются, в марте — апреле маркетплейс собирал деньги для приютов бездомных животных и получил два миллиона.
Приюты для животных потратят пожертвования, чтобы купить корм и лекарства для подопечных. Поэтому производители таких товаров могут выбрать другой вариант помощи.
Бесплатно оказывать услуги или передавать товары
Передать часть товаров на благотворительность. Например, отдать приюту необходимые продукты, чтобы владельцы не тратили время на закупку. Так, производитель корма «Монж» привозит еду обитателям котокафе-приюта «Мурпатруль» в Петербурге. А компания бытовой химии «Спеллвет» передала 1 300 антисептиков в четыре частных приюта для животных в Москве.
Другие компании помогают действиями. Например, компания «Русский букет» доставляла цветы подопечным фонда «Старость в радость». Букеты оплачивали жертвователи, а курьеры компании бесплатно привозили их в дома-интернаты. Во время акции цветы получили сто двадцать женщин Ярославской области и сто двадцать пять жительниц Псковской области.
Перевозить нужно и людей, например в больницы. Команда Яндекс-такси запустила программу «Помощь рядом», и машины бесплатно приезжают к подопечным десятка некоммерческих организаций в тридцати городах России. Вызывать социальное такси не всегда удобно: заявку обязательно нужно оставить заранее, телефон службы работает только в определенное время. Яндекс же сразу приезжает к людям с тяжелыми заболеваниями или двигательными особенностями. Расходы покрывает сам Яндекс и люди, которые поддерживают проект.
Привлекать клиентов к участию — это еще одна форма бизнес-благотворительности. Так аудитория компании становится спонсорами фонда.
Вовлекать клиентов компании в благотворительность
Некоторые компании создают уникальные товары в поддержку фонда. Например, так сделал Григорий Меликов, директор ювелирной студии. Он придумал авторские ювелирные украшения в поддержку детского хосписа «Дом с маяком». Студия отдает фонду 30% прибыли от продажи украшений из специальной коллекции. Так покупатели стали, по сути, партнерами благотворительной акции.
Коллекцию свеч с эксклюзивным дизайном и ароматом сделал аутлет «Белая дача». Перед Восьмым марта свечи с ароматом «Детские воспоминания о маминой выпечке» дарили покупательницам за пожертвование. Деньги перечислили фонду «Дальше», который помогает женщинам с раком груди.
Покупательницам отдавали свечи и рассказывали, как следить за женским здоровьем и вовремя проходить осмотры.
Совместную коллекцию одежды выпустили бренд «Бифри» и фонд «Антон тут рядом», который системно поддерживает людей с аутизмом. Бифри выбрал пять цитат подопечных фонда и напечатал их на футболках и свитшотах.
В этом проекте модель сотрудничества фонда и бизнеса изменилась. Бифри перечислили фонду гонорар и решили помогать ему с продакшеном съемок вещей для каталога. Для этого бренд предоставит студию и специалистов, а помощь профессионалов важна фондам не меньше денег.
Предложить сотрудникам стать корпоративными волонтерами
Специалисты помогают некоммерческим организациям по близким направлениям: фотографируют, придумывают рекламу, переводят статьи. Например, фонд «Антон тут рядом» и до коллаборации с Бифри сотрудничал с бизнесом. Образовательный проект Инлиберти учил сотрудников фонда нарративному маркетингу.
Рекламное агентство «Грейт» сделало рекламную акцию «Мраморные люди против каменных сердец» для общественной организации Ночлежка. Ночлежка помогает бездомным людям, поэтому скульптуры заговорили о жизни на улице и безразличии прохожих.
Компания «Икс-медиа-диджитал» помогает продвигать ютуб-канал Адвиты, фонда помощи людям с онкологическими заболеваниями. А Мэил-ру бесплатно помогает снимать ролики благотворительному фонду «Я есть!» для людей с особенностями развития.
Такая активность часто остается скрытой, о ней можно узнать только из новостей фонда. Зато профессиональная помощь в публичных акциях помогает бизнесу громче заявить о себе.
Стать партнером благотворительных акций
Некоммерческие организации проводят маркетинговые акции, чтобы больше людей узнали о благотворительности. Бизнес становится партнером такой акции или, наоборот, вовлекает фонд в свое событие.
На катке ВДНХ проводят благотворительный день, когда средства от продажи билетов направляют в три некоммерческие организации: фонду помощи хосписам «Вера», Фонду Константина Хабенского для людей с опухолями мозга и фонду «Я есть!». В благотворительном дне участвуют амбассадоры фондов, артисты и музыканты. А бизнес отвечает за мерч и угощения.
Другие события проходят по всей России и привлекают много партнеров. Фонд «Детский хоспис» сделал акцию «Добрый кофе». Идея простая: люди покупают капучино и раф, а кафе переводят часть выручки в больницы и хосписы. В акции участвовали 450 кофеен в разных городах страны.
Много компаний занимаются экоповесткой. Так, в магазинах Перекресток и Вкусвил собирают пластиковые крышки для проекта «Добрые крышечки». Покупатель быстро избавляется от мусора, когда идет за покупками. А проект решает двойную задачу: делает мир чище и помогает детям с тяжелыми заболеваниями. Пластик отправляют на завод, а деньги от переработки получает проект «Близкие люди». Эта программа фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» поддерживает семьи, в которых живут дети с редкими заболеваниями.
Акция может быть локальной, в которой участвуют только один бизнес или фонд. Например, ресторан «Ино бистро» совместил открытие летней веранды и благотворительный бранч в пользу общества родственников больных с инсультом. Ресторан собрал большую программу с мастер-классами для детей и взрослых и перечислил все средства подопечным общества.
Бизнес не всегда должен безвозмездно делать пожертвования. Если купить мерч некоммерческой организации, она получит деньги, а компания — сувениры.
Покупать сувениры фонда
Благотворительные сувениры можно дарить партнерам или сотрудникам вместо корпоративных блокнотов и ручек. Фонды придумывают и продают собственный мерч, а деньги отправляют на поддержку подопечных.
Например, в магазине центра «Насилию нет» предлагают шоперы, носки и базовые толстовки. На происхождение вещи указывает только логотип фонда.
Проект помощи людям с тяжелыми психоневрологическими нарушениями «Наивно? Очень» создал творческие мастерские для подопечных и продает их сувениры. Можно купить открытки, одежду и сувенирные кружки. Деньги от покупок идут на покрытие расходов мастерских.
Любая форма благотворительности делает мир лучше. А еще она поможет с некоторыми бизнес-задачами.
Для чего бизнесу заниматься благотворительностью
Решить маркетинговые и пиар-задачи. Например, после участия в благотворительной акции о компании узнает аудитория, которая поддерживает фонд. Тогда же маркетологи компании могут выйти, например, на актеров, с которыми хотели бы сотрудничать. Благодаря общим ценностям партнеров благотворительность налаживает связи.
Улучшить продажи. Покупатели готовы переплачивать, если компания переводит часть денег в благотворительный фонд. Продукты, которые участвуют в акции, могут обойти своих конкурентов, как в примере с Хьюго босс и фондом Константина Хабенского.
Повысить лояльность сотрудников. Согласно опросам, 90% работников считают, что участие в благотворительности помогает раскрыть талант и строить карьеру. Корпоративные волонтеры в принципе ценят работу сильнее, чем их коллеги:
- вовлечены в работу 96% волонтеров и 33% обычных сотрудников;
- удовлетворены работой 41% добровольцев и 29% всех остальных;
- лояльны к работодателю 50% волонтеров против 37% сотрудников, которые пришли только работать.
Так благотворительность косвенно помогает сэкономить на поиске и обучении персонала, ведь лояльные сотрудники реже увольняются.