ЛюдиКак выбрать бизнес-коуча, а не шарлатана

Эксперт Елена Орлина, коуч ICF и INCF, предпринимательница, основатель и руководитель PROSELLER и эксперт по здоровым коммуникациям. Записала Мария Колесникова.

Люди обращаются к коучам, например, чтобы масштабировать бизнес, продвинуться по карьерной лестнице или решить личный вопрос. К коучам относятся с недоверием и предубеждением, потому что не до конца понимают, как работают эти специалисты и какие проблемы они решают. Вместе с Еленой Орлиной, коучем, предпринимательницей и экспертом по здоровым коммуникациям, разбираемся, кто такие коучи и в каких случаях они помогают.

Коуч помогает клиенту понять, как достичь цели

Прежде всего специалистов делят на две большие группы: практикующие и помогающие. Специалисты из первой группы — практикующие — приходят и решают конкретную проблему «руками». Помогающие эксперты тоже решают проблемы клиента, но другим путем: они изучают деятельность компании, задают вопросы и рекомендуют, как улучшить процессы или масштабировать бизнес.

Например, моя компания создает учебные материалы для предпринимателей и компаний. Также мы параллельно их консультируем. В этом случае мы выступаем практикующими специалистами. К нам приходят и говорят: «Нам нужны классные внутренние учебные материалы, чтобы адаптировать и обучать сотрудников». Мы проводим интервью, задаем вопросы и по ответам составляем учебные материалы. Затем даем рекомендации, как их внедрять. Мы в этом случае практикующие специалисты: мы не только советуем, но и сами создаем учебные материалы для бизнеса.

Иногда к нам обращаются как к помогающим специалистам. Приходит клиент и говорит: «У меня в компании все хорошо, система найма работает, адаптация сотрудников продумана. Вроде бы всё нормально работает, но вроде может быть лучше. Хотим вашу консультацию». Тогда мы садимся, проводим аудит компании и даем рекомендации. Мы делимся экспертными знаниями. Нам платят за то, чтобы мы сказали, что делать.

Коуча относят ко второй группе специалистов, хотя параллельно он может быть и практикующим экспертом. При этом коуч не выступает в роли эксперта, а помогает клиенту самому разобраться с целями и потребностями и принять собственные решения.

Коуч — это специалист, который разговаривает с клиентом, определяет его запросы и как бы говорит: «Что ты можешь с этим сделать? А что хочешь?» То есть помогает клиенту понять, как достичь цели. В коучинге нет директивности: он не дает клиенту пошаговую инструкцию, чтобы решить какой-либо вопрос. Коучинг предполагает, что у клиента есть знания и ресурсы для достижения его цели.

Часто коуча сравнивают с ментором, или наставником. Ментор — это человек, который занимается тем же, что и клиент. У них одна профессия, но у ментора больше опыта и знаний. Например, если клиент руководит малым бизнесом, то и ментора выбирает из руководителей малого бизнеса, у которых на два года больше опыта или бизнес масштабнее в три раза.

В идеале ментор находится на ступень выше клиента и понимает его положение, так как сам проходил через всё это. Но разница между ними обычно небольшая. Ментор выводит клиента на новый уровень через примеры, ответы на вопросы и советы.

В этом и заключается главное отличие: коуч направляет клиента и не дает советов. Коуч задает вопросы, вынуждая думать над тем, о чем клиент не может думать сам. При этом коуч формулирует вопросы так, чтобы ответы клиента были направлены на решение его задач.

В отличие от менторов коучей сертифицируют с 1995 года, и для сертификации разработаны мировые стандарты, например, Международной федерацией коучинга. Для менторов пока таких стандартов нет.

Коуч сохраняет конфиденциальность, не оценивает, не советует и не решает за клиента

Задача коуча на сессии — создать безопасную атмосферу общения. Такую, где клиенту комфортно о себе рассказывать. Чтобы добиться безопасной атмосферы, коуч соблюдает четыре принципа работы:

сохраняет конфиденциальность;

не оценивает клиента;

не дает советы;

не гарантирует решение проблемы.

Конфиденциальность — самое строгое этическое правило в коучинге. Что бы клиент ни рассказал, коуч хранит информацию в секрете. Правда, бывают случаи, когда коуч обязан рассказать о клиенте, например по запросу полиции.

Коуч не оценивает клиента — хороший он или плохой. Также он не судит о том, правильно ли клиент поступает в той или иной ситуации. Но коуч может спросить, нравится ли клиенту решение, к которому он пришел после коучинга.

Коуч не советует клиенту, что сделать и как себя вести. Но он может спросить разрешения поделиться мыслями. И только с согласия клиента коуч анализирует ситуацию и указывает на пробелы в бизнесе. Например, коуч заметил, что в компании клиента не выстроен маркетинг, поэтому мало заявок. Тогда коуч указывает на эту проблему и делится экспертными знаниями, которых у клиента нет.

Важно понимать, что ответственность лежит на клиенте. Коуч не гарантирует, что клиент решит проблему или достигнет цели после коучинга. Давать гарантии — это непрофессионально, потому что клиент может говорить коучу что угодно, придумать несколько решений проблемы и написать план к цели. А потом выйти с последней сессии и ничего в итоге не сделать. Причем причины могут быть разными — от выгорания до нехватки ресурсов.

Даже практикующие специалисты не гарантируют решение: они дают клиенту техники, советы по бизнесу, но ответственность всегда лежит на клиенте — выполнять или нет.

Коуча выбирают по сарафанному радио, образованию и кейсам

Сертификация — первый пункт, на который смотрят при выборе коуча. Специалиста проверяют на сайтах компаний, которые сертифицируют коучей. Например, в России проверить сертификат Национальной федерации профессиональных менторов и коучей можно на их сайте: для этого достаточно ввести фамилию и имя специалиста.

Кроме сертификации, при выборе коуча учитывают рекомендации, кейсы и установочную сессию.

Рекомендации. Часто коучей находят через сарафанное радио. Но когда мы спрашиваем рекомендации, мы должны понимать, у кого мы спрашиваем. Например, руководитель одной компании получит лучший совет от руководителя компании более или менее такого же уровня. Особенно если близка философия руководителя этой компании, его оценка тех или иных событий. Также можно послушать, что говорят сотрудники компании. Это как известная фраза: «Слушай советы тех людей, чью жизнь ты готов был бы жить».

Люди обычно с удовольствием делятся контактами. И, что важно, они предупреждают о красных флагах, поскольку понимают, что совет может нести риск. Например, скажут, что коуч классный, умный, всё понимает, но постоянно опаздывает на встречи. Узнать об этом из интернета или социальных сетей коуча не получится.

Конечно, можно спросить совета у кого угодно. Но коучи для крупного бизнеса редко консультируют руководителей малого бизнеса. Не потому, что они менее профессиональны, просто у них разный подход в коучинге. Также различается стоимость их работы, специализация, опыт и кейсы.

Кейсы. Когда нам порекомендовали коуча и мы проверили его образование, спрашиваем о кейсах и опыте. Кейса одного знакомого недостаточно.

Коучинг — довольно личное и конфиденциальное дело. Но, в отличие от психологии, многие клиенты любят делиться опытом и хвастаться результатами, поэтому разрешают коучам рассказывать об их кейсах.

По кейсам можно понять, в каких сферах и с какими запросами работает коуч, с какими запросами он не любит работать. Это тоже важно. Если человек занимается тем, что приносит ему наслаждение, то он меньше выгорает и в этом вопросе хорош.

Если коуч хорошо себя зарекомендовал в решении конкретных задач, но при этом вашего запроса нет среди его любимых кейсов, лучше поискать другого специалиста.

Установочная сессия — это знакомство с коучем и коучингом, которая дает возможность клиенту и самому коучу понять, хотят ли они дальше сотрудничать.

Существует два стиля установочных сессий. Кто-то уже на первой сессии дает много пользы. При этом сессия может быть и бесплатной. Это момент, когда клиент с помощью коуча дошел до осознания: «Блин, вот это мне надо подумать». Клиент не только осознает, но и доходит до новых решений.

Второй подход не хуже и не лучше: коуч около 20 минут говорит, узнает запросы клиента, объясняет, как будут проходить сессии, рассказывает об условиях и цене.

На установочной сессии понимают, получилось ли установить контакт с коучем. Работа с любым помогающим специалистом — это как вспышка.

Иногда бывает, что коуч, психолог, ментор или другой помогающий специалист не заходит, нет ощущения, что вместе вы как будто сильнее, чем по отдельности. Это не значит, что вам не подходит коучинг. Это значит, что вам не подходит конкретный специалист.

Коуч помогает сформулировать запрос для сессии

Иногда клиент знает, что именно ему нужно от коуча. Тогда сразу начинается работа в форме диалога. Коуч задает вопрос и направляет клиента, а тот в конце намечает себе план действий. То есть клиент начинает выполнять план и отслеживать результаты вместе с коучем.

Но чаще клиенты не знают чего хотят. И это очень даже неплохо, потому что одна из задач коуча — помочь сформулировать запрос. Клиент приходит на сессию в растерянности или с незнанием, что делать в сложившейся ситуации. Подключается коуч: он задает вопросы, уточняет некоторые моменты и помогает нащупать истинные мотивы и цели клиента.

На установочной, или первой, сессии коуч также оценивает адекватность цели клиента ситуации. Если цель нереалистична, помогает ему это осознать. Утрированный пример: «Хочу стать примой большого театра, но мне 75 и с сердцем беда».

Если коуч видит, что клиенту нужна помощь другого специалиста, то скажет об этом. Например, на сессию приходит человек с сырым продуктом без маркетинговой стратегии и думает: «Сейчас я схожу к коучу и повышу доход». Но здесь нужен другой специалист, который выстроит клиенту маркетинг.

Допустим, клиент приходит с запросом о масштабировании бизнеса. При этом уверен, что ему нужны десять новых продавцов, чтобы бизнес вырос. Но оказывается, что эти десять продавцов не нужны, достаточно нанять маркетолога, привлечь клиентов через рекламные кампании и нанять двух продавцов, которые обработают заявки. А в конце коуч-сессий приходит понимание, что цель клиента — рассказать о продукте всему миру.

Этим коуч и отличается от других экспертов, к которым приходят и говорят о десяти продавцах. Консультант по продажам предложит план действий: сформировать воронку найма, разместить вакансию, отсеять неподходящих кандидатов и так далее.

С коучем такого не будет: он выяснит истинную цель и вопросами поможет придумать много разных вариантов достижения. Из них клиент сам выбирает вариант, который больше соответствует его ресурсам и, главное, нравится ему.

Надо также уметь разделять ответственность коуча и психолога, если у клиента травма, тревожность или психологические расстройства. В таком случае коуч сообщает, что проблема глубже и здесь лучше подключить психолога, чтобы работать параллельно.

Письмо с лучшими статьями. Без спама

У нас есть политика конфиденциальности и условия обработки персональных данных, и при подписке вы соглашаетесь с ними автоматически

Зин в Телеграме