ЛюдиКаким должен быть офис, чтобы в нём было комфортно работать

Эксперты — Инна Анисимова, руководитель агентства PR Partner и Анна Симакова, руководитель клиники «Три сестры». Записала Мария Колесникова.

Комфорт на рабочем месте — один из факторов, который влияет на мотивацию и продуктивность сотрудников. При обустройстве офисов учитывают государственные стандарты организации и безопасности труда, при этом компании не ограничены в дизайне помещений. В этой статье рассказываем об обязательных требованиях для рабочего места и общих советах дизайнеров.

Мы выяснили у Инны Анисимовой, руководителя агентства PR Partner, и Анны Симаковой, руководителя клиники «Три сестры», что они придумывали для рабочих мест, чтобы сотрудникам было комфортно работать.

Что обязательно учитывают при организации рабочего места

Всероссийский центр изучения общественного мнения провел опрос и выяснил, что в 2022 году удаленно работали только 10% россиян, остальные трудились в гибридном формате или офлайн. Данные опроса сопоставимы с показателями 2021 года и, скорее всего, не сильно изменятся в 2023 году.

Рабочий день в офисе в среднем длится восемь часов. Чтобы трудиться было комфортно, государственные органы разрабатывают стандарты организации безопасного рабочего места. В них прописаны требования к размерам, освещению и температуре в помещении, уровню шума и качеству воздуха. Нормы различаются в зависимости от региона и бизнеса.

Например, рабочее место бухгалтера отличается от рабочего места врача. Работа бухгалтера связана с документацией, отчетами и цифрами — ее относят к монотонной. Правила организации рабочего места прописывают в локальных документах об охране труда и технике безопасности. Обычно это требования к мебели, ее внешнему виду и расположению. Например, поверхность стола должна быть изготовлена из материала, который не отражает свет и не блестит. Так нагрузка на глаза будет меньше.

Требования к кабинетам врачей прописаны в санпинах — документах с критериями безопасности. Критерии также отличаются в зависимости от специальности врача и его оборудования. Так, в кабинете врача-терапевта должны быть рабочие столы врача и медсестры, кушетка, напольные весы, ростомер, ручная лупа, стетофонендоскоп, обычная или электронная сантиметровая лента, аппарат для измерения артериального давления, пульсоксиметр, глюкометр.

Остальное обустройство офиса — на усмотрение руководителя. Одни менеджеры разрешают сотрудникам самим оформлять рабочие места, другие унифицируют дизайн для всех. В офисах одних компаний ремонт выполняют по дизайн-проектам, в офисах других ремонт делают по референсам.

Понятие комфорта не универсальное и включает в себя многое — от санитарных норм до личных предпочтений сотрудников. Рассказываем о двух офисах, чьи руководители создали для сотрудников, на наш взгляд, максимально комфортные рабочие пространства.

Инна Анисимова, руководитель агентства PR Partner: «Мы купили антистресс-лампу для сотрудников»

Три года назад мы купили помещение для офиса в центре Москвы, и это была коробка из бетона. Мы наняли подрядчиков из Кемерова, которые сделали нам дизайн-проект, а затем нашли поставщиков в Москве, чтобы подобрать материалы и реализовать проект.

При разработке проекта дизайнеры учитывали пожелания сотрудников: перед тем как согласовать дизайн, мы устроили онлайн-голосование и получили одобрение от каждого. На тот момент в агентстве работали сорок сотрудников, и важно было, чтобы все разместились комфортно.

В нашем офисе несколько зон: общее рабочее пространство, отдельные места, переговорные и кухня. Последняя также разделена на две зоны. В первой стоит большой стол, где все собираются и обедают, во второй — малый стол, где можно поесть в одиночестве.

Комнаты отдыха у нас нет, зато в офисе много диванов. Один из них раскладывается: если сотрудник задерживается на работе — такое бывает во время ивент-проектов и отчетности, — он может остаться и переночевать.

Дизайн нашего офиса выполнен в корпоративных цветах — красном и сером. Они прослеживаются во всём интерьере: стены, мебель, декор. У нас есть триколорные картины из кубиков в стиле Ротко, где один цвет переходит в другой.

Офис также украшают пробковые доски, куда мы крепим публикации наших клиентов в медиа, например в Ведомостях, РБК или Деловом Петербурге.

Переговорные оформлены в общем стиле: серые и белые стены, красные элементы декора. Для клиентов мы поставили небольшие холодильники с напитками. Идею подсмотрели у коллег из Великобритании.

На кухне мы празднуем дни рождения, выигранные тендеры или даже увольнения. Покупаем пиццу, торты, шампанское и собираемся. На крупные праздники, например Новый год, обычно куда-то выезжаем.

Наш офис — это живое пространство, где мы постоянно что-то доделываем: часто обиваем стулья новыми материалами, а недавно заменили диван. Если что-то выходит из строя, например лампы, сразу заменяем. Поставщики ламп, с которыми мы работали по дизайн-проекту, ушли из России, пришлось купить немного другие.

Из интересного в декоре отмечу антистресс-лампу, такие используют в скандинавских странах, где мало солнца. Говорят, что она сокращает уровень стресса у сотрудников. А год назад мы купили скульптуру мальчика на коне. Ее сделала Ольга Муравина — известная московская художница, чьи скульптуры украшают города и находятся в частных коллекциях. Скульптуру поставили в переговорной, которой словно чего-то не хватало.

Из ограничений — просим не есть на рабочем месте. Конечно, никто не отругает, если сотрудник взял с собой кофе или чай. Но другие блюда — нет, потому что это тоже про комфорт: коллегам может быть неприятен запах блюда.

Анна Симакова, руководитель клиники «Три сестры»: «Я брала стул на колесиках и проверяла помещения для маломобильных людей»

Мы начинали наш проект в 2010 году. Денег было мало, поэтому мы понимали, какая должна быть экономика: чем больше палат обустроим, тем более успешным будет проект. Потому на первом этапе мы вкладывались в обустройство палат.

Первый проектировщик нарисовал нам четырнадцать палат — якобы следовал требованиям санпина. Возможно, в госучреждениях так и делают: не считают пространство и проектируют непродуманные помещения. Мы поменяли несколько проектировщиков, последний нарисовал нам тридцать две палаты. Проект мы показывали коллеге из Швейцарии, у которого большой опыт в реабилитации.

Дальше мы стали обустраивать клинику. Тогда не было нормальных санпинов, которые бы хорошо объясняли, как выглядят помещения для маломобильных людей. Поэтому я брала стул на колесиках, заезжала в палату и представляла, что я как будто на коляске. Затем вручную отмечала строителям важные детали: на какой высоте должна быть раковина, выключатель или зеркало.

Вначале у нас была маленькая клиника, поэтому у врачей была только ординаторская, которую мы обставили медицинской мебелью. Мебель тогда не отличалась привлекательным дизайном, по сути, были только столы и тумбы. Также в кабинете было много бумаг, поэтому ординаторская быстро приняла захламленный вид и выглядела страшно — дизайн не был продуман, зато мебель моется. Мы пытались повесить плакаты, добавить в интерьер что-то веселенькое. Не могу сказать, что это выглядело хорошо.

Клиника стала расти: на лечение приезжало всё больше пациентов, штат сотрудников также увеличился. Мы начали строить еще одно здание для клиники, где планировали обустроить просторную ординаторскую для комфортной работы.

Дизайн для клиники придумывали сами: брали за основу референсы в зелено-серой гамме. И всё, что связано с природой и экологичностью. Также изучали опыт других реабилитационных клиник.

Я поехала в Барселону, чтобы посмотреть, как устроена реабилитация в клинике Гуттманна. И обратила внимание, как у них интересно расставлены столы в ординаторской: по периметру расположены рабочие места, а в центре — стол. Эту задумку мы воплотили в нашей клинике.

На фотографии ординаторская клиники «Три сестры»: по периметру кабинета стоят рабочие столы, а в середине — общий
В ординаторской клиники «Три сестры» посередине стоит стол, за которым собираются врачи и, например, обсуждают цели пациентов или проводят клинические разборы. По периметру кабинета стоят рабочие столы, при этом они не закреплены за конкретным человеком. Например, за одним столом работают врачи, а за другим — ординаторы. Источник: клиника «Три сестры»

У нас также есть ординаторская для специалистов, которые меньше работают с документацией, например физические терапевты. Но их ординаторская скорее место для отдыха и учебы. В кабинете, конечно же, стоит и скелет. А на Новый год они попросили меня купить им плейстейшен: когда отдыхают, теперь режутся в компьютерные игры.

Медсестры и помощники по уходу всегда должны быть на рабочем месте. И долгое время мы пытались понять, как спать ночью. И вообще, можно ли спать ночью. Например, за рубежом нет такого понятия, как суточное дежурство.

Мы пытались менять график работы медсестер: сделали двенадцатичасовой рабочий день, но такой формат не прижился. Оказалось, что медсестрам удобнее работать сутками через трое. Пробовали обустроить комнату сна, но идея провалилась: медсестры не могли оперативно реагировать на ухудшение состояния пациентов. Мы пришли к тому, что поставили матовую перегородку на посту, а за ней — кресло. Можно присесть и отдохнуть.

Еще одно общее пространство в клинике — ресторан. Он работает для всех по одному меню: и для медицинского персонала, и для пациентов.

На фотографии ресторан клиники «Три сестры»: интерьер ресторана выполнен в светлых тонах
В клинике работает ресторан, в меню учитывают рекомендации врачей и предпочтения пациентов. Источник: клиника «Три сестры»

В лобби клиники установлен биокамин и стоят кресла, а на каждом этаже — диваны и кулеры. Также можно отдохнуть во дворе клиники, у нас там установлены не только лавочки, но и качели.

На стенах висят плакаты, где мы рассказываем о реабилитации. Это полезно с двух сторон: новые сотрудники быстрее учатся, а пациенты узнают детали процесса.

Например, у нас висит плакат о семейных встречах. Пациенты понимают, что такая встреча — это не что-то страшное, как будто их вызывают на ковер к главврачу. Это беседа о реабилитации, где рассказывают важные детали или дают рекомендации для дома после курса.

Офис для госпитализации располагается в моём кабинете, а я хожу с ноутбуком по клинике и могу где-то присесть. Я уже привыкла, так как долгое время вообще была без кабинета. Клиника — это всегда расширение медицинских функций, поэтому иногда офисные помещения переделывают в медицинские. Например, для помещения с окном можно получить лицензию и оказывать там какую-то медуслугу.

Количество пациентов в клинике растет каждый год, мы обустраиваем всё больше палат. Соответственно, покушаемся на кабинеты сотрудников. Но планируем сделать пристройку, где разместим офисные помещения.

А еще у меня есть давняя мечта, которую я хочу реализовать, — сделать шкалу стресса для сотрудников. Например, в ординаторской работают десять врачей: на слаке по горизонтали их имена, а по вертикали они пишут в цифрах, какой у них стресс. Это визуальная подсказка, кому сейчас нужна поддержка. Хочу сделать шкалу с умом, чтобы это было и эффективно, и визуально красиво.

Письмо с лучшими статьями. Без спама

У нас есть политика конфиденциальности и условия обработки персональных данных, и при подписке вы соглашаетесь с ними автоматически

Зин в Телеграме