РоботыКак продлить сертификат ключа электронной подписи
Сертификат ключа квалифицированной электронной подписи, или КЭП, — электронный документ, на котором записана информация об индивидуальном предпринимателе. Без него электронная подпись работать не будет. Сертификат необходимо периодически менять. Когда и как — разбираемся вместе с Людмилой Сарычевой, индивидуальным предпринимателем и главредом Зин.
Когда нужно менять сертификат КЭП
Сертификат электронной подписи перевыпускают в двух случаях — у индивидуального предпринимателя изменились личные данные или истекает срок действия ключа.
В первом случае сертификат продлевают только лично в налоговой. Записываться на прием необязательно, достаточно прийти и на месте заполнить заявление на перевыпуск ключа электронной подписи. Но можно записаться и заранее — по телефону или на сайте налоговой. Проблема в том, что если зайти в личный кабинет по логину или через Госуслуги, то услуги на перевыпуск сертификата не будет.
Можно выбрать другую услугу — получение квалифицированной электронной подписи, как в первый раз. На прием в налоговую индивидуальные предприниматели приносят оригиналы документов, в которых изменились данные.
Сотрудники налоговой вносят изменения сразу и перевыпускают сертификат, который обычно записывают на тот же самый токен. Это физический носитель: внешне он похож на флешку и обеспечивает аутентификацию в два шага.
Во втором случае — когда истекает срок действия ключа — продлить сертификат можно двумя способами:
лично в налоговой или у ее доверенных лиц;
онлайн через личный кабинет на сайте налоговой, но есть условия.
Срок действия сертификата ключа КЭП — один год. Если срок истек, то продлить онлайн не получится — придется идти в налоговую.
Когда и как продлевают сертификат КЭП онлайн
Индивидуальные предприниматели перевыпускают сертификат дистанционно, если срок его действия еще не истек, а их личные данные не изменились.
Узнать, до какого числа действуют ключ сертификата, можно в программе «Криптопро». Для этого открываем программу и заходим во вкладку «Сервис»: нажимаем на кнопку «Просмотреть сертификат в контейнере», далее в появившемся окне выбираем сертификат. После этого появляется информация о сертификате, в том числе срок его действия.
Процедура перевыпуска сертификата КЭП онлайн занимает несколько минут. Пошаговая процедура:
Шаг 1. Подключаем токен с еще действующей КЭП к компьютеру.
Шаг 2. Входим в личный кабинет на сайте налоговой по электронной подписи. Другие способы не подойдут, потому что тогда не отобразится услуга по перевыпуску КЭП.
Шаг 3. Проверяем условия подключения к личному кабинету. Проверка занимает около минуты: на сайте появляется пошаговая инструкция. Если на каком-то этапе появится ошибка, то подскажут, как ее исправить.
Шаг 4. Входим в личный кабинет после проверки и выбираем услугу «Перевыпустить сертификат электронной подписи»: Меню → Обращение в налоговый орган → Заявление на перевыпуск сертификата КЭП.
Шаг 5. Пишем заявление на выпуск нового сертификата действующим сертификатом.
Шаг 6. Ждем, когда заявление рассмотрят. Это занимает несколько минут.
Шаг 7. Отправляем запрос на изготовление сертификата. После этого новый сертификат записывают на токен, который подключен к компьютеру. А старый сертификат автоматически отзывают.
Второй и последующий сертификаты электронной подписи выдают на 15 месяцев. При этом налоговая перевыпускает сертификат бесплатно и неограниченное количество раз.