Люди«Я просто хочу делать игры»

Эксперты — Григорий Лисконог, и Александр Маглеванный, сооснователи Томору. Записала Женя Малышкина.

Денис Балюра, основатель и генеральный директор Томору, рассказывал: «В 2017 году я закрыл свой прежний бизнес, зафиксировал убыток в два миллиона и начал искать новые идеи. Пока я думал, что делать дальше, познакомился с двумя талантливыми программистами — Сашей Маглеванным и Гришей Лисконог.

Ребята хотели делать игры, но в крупные компании их не брали: не было опыта. У меня же было ноль навыков менеджмента в айти. Мы побрейнштормили и поняли, что на геймдев-технологиях можно делать приложения с дополненной и виртуальной реальностью — AR и VR. Обязанности поделили так: ребята кодят, а я управляю и продаю. Так появился наш стартап».

А так появилась наша статья: мы послушали эту историю и решили поговорить с Гришей и Сашей.

Приходите к нам, если любите VR и игры

Саша. Всё началось с того, что на втором курсе я перестал ходить на пары. Я искал работу, чтобы зарплата покрывала хотя бы квартиру, которую мы снимали на двоих с другом. У меня не было опыта, я немного программировал в школе и вузе, но это были не те навыки, за которые платят деньги.

Я попробовал устроиться стажером за двадцать тысяч рублей в филиал одной крупной компании здесь, во Владивостоке. Они отказали мне, потому что, чтобы работать стажером, нужно уметь программировать. Наверное, эта проблема есть не только в айти. Чтобы устроиться программистом, нужен опыт, но опыт можно получить, только если ты уже работаешь в компании.

Еще я пытался устроиться в антикафе, но мне сказали, что я слишком умный для такой работы. А я просто хотел быть человеком, который получает деньги за работу. Я продолжал скроллить сайты с работой и наткнулся на вакансию стажера в студию виртуальной реальности: «Приходите к нам, если вы любите VR и игры». VR я ни разу не пробовал, а вот игры точно любил.

Гриша. Я приехал во Владивосток с Камчатки, чтобы учиться на кораблестроительном факультете. Два года спустя, когда меня попросили сделать расчет балки по одной и той же формуле в пятидесятый раз, понял, что с меня хватит. Я бросил универ и решил, что буду делать игры.

Я всегда был фанатом видеоигр. Мне нравилось не просто играть, но и узнавать, как создаются игры. Дома на Камчатке интернет работал плохо, поэтому я читал журналы, «Игроманию», например. Там описывались даже не сами игры, а процесс их разработки в студиях и всякие новости о технологиях. А еще моя мама — педагог доп. образования, она преподает видеомонтаж детям. Поэтому я видел, как пишутся истории и монтируются фильмы, но больше всего меня цепляло то, как создаются визуальные эффекты. Так я пришел к программированию игр.

После того как я бросил универ, мне было негде жить, поэтому я жил у друзей и одноклассников. Были моменты, когда днем я приходил к одногруппнику, чтобы поспать у него, пока он играл на моем ноутбуке, а вечером уходил в какую-нибудь кафешку и всю ночь работал.

Потом мы с другом пытались делать мобильные игры, но так как у нас не было опыта, ничего не получалось. Он подрабатывал грузчиком в винно-водочном магазине, на эти деньги нам удалось снять квартиру. Я искал работу, чтобы прокормить себя. Так я попал в студию виртуальной реальности, где мы познакомились с Сашей и начали наш путь в программировании.

«Может, вы хотите нормальную работу?»

Саша. Работа в студии виртуальной реальности оказалась бесплатной. Я согласился, потому что у них были мощные компьютеры и можно было разрабатывать игры в свободное от клиентов время. Постепенно в студии стали собираться люди с такими же интересами как у меня, среди них был и Гриша Лисконог. Вместе мы начали изучать, как создается цифровой контент: кто-то отвечал за концепции, кто-то за дизайн, я программировал. Через полгода у меня даже появилась зарплата — десять тысяч.

Мы что-то делали, но что именно — никто сказать не мог. Так как студией руководили целых три человека, всё постоянно менялось, и мы ничего не доводили до конца. Мы с Гришей понимали, что работа в студии — путь в никуда. Тогда в 2018 году во Владивостоке было всего три компании, куда мы могли бы устроиться, но они искали программистов на 1C и PHP. Была одна компания, которая делает игры, но там было сложное тестовое — мы бы с ним не справились.

«А давайте сделаем какой-нибудь прикольный VR-проект?» — так в студии появился Денис. Он казался активным и целеустремленным, всё время что-то придумывал, но больше всего нам нравилось то, что он не бросал идеи на полпути. Однажды он принес в студию проект местного ивент-агентства, которое занималось организацией свадеб и праздников. Мы должны были сделать для них голосовалку на мероприятие. Тогда мы еще не умели оценивать время на проект, поэтому пообещали, что всё сделаем за один день. Мне пришлось работать день, потом ночь, а баги я фиксил утром, когда мероприятие уже началось. Это были наши первые деньги, и мы потратили их на то, чтобы уйти из студии виртуальной реальности. Денис тогда стал спасательным крючком, который вытащил нас из этого болота.

Гриша. Наша работа в студии заключалась в том, чтобы показывать клиентам, как надевать очки и играть. Тогда у людей не было денег на VR, поэтому у нас было много свободного времени, которое мы тратили на программирование. Я углублялся в графику и 3D-моделирование, а Саша занимался логикой и писал код. То, чему каждый из нас научился в процессе, мы потом передавали друг другу.

Руководители студии участвовали в разных мероприятиях, там они познакомились с Денисом. Он тогда хотел заниматься дополненной реальностью: продавать рекламу, делать визитки. Когда Денис пришел в студию и посмотрел на всё, что происходит, у него волосы встали дыбом. Он спросил у нас с Сашей: «Может, вы хотите нормальную работу?» Денис предложил заниматься тем, что нам действительно нравится. Конечно, мы согласились.

Не винтики, а руководители проектов

Саша. На тридцать тысяч, которые мы заработали на голосовалке для ивент-агентства, сняли пустую квартиру под офис. Из мебели был только кухонный гарнитур, потом Денис привез холодильник, столы со стульями и компьютеры. Чтобы не платить за аренду жилья в городе, мы с ребятами из студии переехали в офис. Сначала нас было пятеро, потом остались только я и Гриша. Спали прямо на полу: кто-то принес матрас из родительского дома, у кого-то был надувной. Первые полгода было очень тяжело. Денис искал проекты как мог, а мы пытались делать их, чтобы заработать хотя бы на оплату квартиры. Не хватало денег на еду, замороженный куриный фарш в блоках за сто рублей был для нас деликатесом.

Так как я легко учусь и у меня стабильная психика, я быстро набрался опыта и мог работать по 19 часов в сутки. Гриша сначала занимался визуализацией 3Д-моделей, а потом стал учить программирование и писать код вместе со мной. Еще нам помогала Лера. Лера делала документальную работу, которой никто из нас заниматься не хотел: помогала оформлять документы на всякие выставки, выигрывать гранты.

Мы назывались Гексар, потому что там AR в конце и прикольный логотип в виде гексагона.

Гриша. Мне нравилось то, что я делал. Денис приходил, объяснял задачу, рассказывал, что хочет пользователь, и после этого мы уже сами распределяли обязанности. Обычно если ты работаешь в компании, то есть два сценария. Лезть из кожи вон, чтобы получить повышение и вместе с ним контроль над процессами и самим проектом, либо быть просто винтиком, который сидит и делает то, что ему сказали. Когда мы начали работать с Денисом, у нас не было винтиков, были руководители проектов. Каждый был важен. Мы искренне верили, что всё это во что-то вырастет.

Маленькие грузинчики

Саша. Все наши проекты были связаны с дополненной и виртуальной реальностью. Тогда мы делали самый страшный проект в моей жизни: проект для Супры — ресторана грузинской кухни, который открылся во Владивостоке. Он был настолько крутым, что возле него всегда толпилась очередь из 20–30 человек.

Мы должны были как-то автоматизировать эту очередь. Например, ты приходишь в ресторан, а администратор говорит: «Простите, но на ближайшие четыре часа все столики заняты, держите билетик. Когда на мониторе появится номер вашего билетика, можете проходить». Нам нужно было не просто сделать такой монитор, но и добавить в проект дополненную реальность: посадить на коробку от хачапури маленьких грузинов, которые будут рассказывать историю Супры. Если бы мы делали этот проект сейчас, я бы сразу отказался, потому что никто в здравом уме не делает мобильные приложения на игровом движке.

Гриша. В проекте для Супры я впервые делал анимацию. Анимация — это вообще отдельная тема, не рисование и не программирование. Я читал учебники и туториалы, чтобы понять, как всё сделать правильно, как сделать так, чтобы анимация не ломалась. Сначала это не помогало, но в итоге всё получилось, и мы зарелизили это.

Это была упаковка для хачапури по-имеретински, которые не в форме лодочки, а круглые, как пицца. Нужно было навести телефон на упаковку, и через дополненную реальность на ней расстилались бескрайние просторы Грузии. Потом подъезжали маленькие грузинчики на Ладе и собирали Супру, а еще они должны петь и играть на национальных инструментах.

Томору не значит «завтра»

Саша. В какой-то момент Денис принес проект, связанный с ботами, и мы начали двигаться в новом направлении. Первого голосового бота сделали для одной логистической компании. Робот умел звонить и сообщать, что пришла посылка, или мог узнать у клиента недостающие данные. Мы быстро реагировали на поломки и чинили баги, поэтому заказчик был доволен. Этот проект помог нам понять, как должны работать роботы и что нужно создать инструмент, который поможет легко их собирать.

Идея заменить людей-продажников на роботов-продажников была у Дениса и раньше, но теперь он увидел, что это реализуемо. Рынок роботов для малого и среднего бизнеса, которым нужен недорогой, но умный робот, был пуст. Были либо дешевые боты, которые ничего не умеют: «Нажмите один, чтобы подождать еще полтора часа», либо очень дорогие, которые сделаны под один определенный сценарий. Поэтому мы решили, что конструктор роботов вместе с хорошим маркетингом может выстрелить.

Быть гибким

Саша. Когда мы только начали делать Томору, Денис сказал: «Саша, будешь техническим директором». Я спросил: «Техническим директором чего?» Техническая часть не готова, хотя Денис уже начал продавать ее, руководить некем, какой директор? В таких случаях он любил говорить: «Ну, что-нибудь придумаем!» С тех пор я технический директор. В моих обязанностях тогда было понимать, как работают все системы в проекте, предлагать улучшения или говорить: «Нет, Денис, остановись, ты предлагаешь фигню». Этим я и занимаюсь до сих пор. А еще пишу много кода, чиню баги, отвечаю на вопросы техподдержки.

Гриша ушел из Томору, когда платформа по созданию роботов заработала, и у нас закончились проекты по дополненной реальности. Потому что это не то, чем он хотел заниматься. Когда мы делали визитки для Гексара, на его карточке было написано: «Григорий Лисконог. Я просто хочу делать игры». Я не жалею, что остался. Мне бы хотелось делать игры, но это не значит, что ради этого я готов бросить всё, что мы построили в Томору.

Гриша. В Томору я делал фронтенд и бэкенд, но мне хотелось вернуться в Юнити и писать графику. Решил, что раз команда сформировалась, дальше я пойду уже сам по себе и нашел игровую студию, куда с моим опытом было несложно устроиться.

В Томору я научился быть гибким. Так как у нас было много разных проектов, я работал с несколькими языками программирования, мне пришлось изучать даже машинное обучение. Поэтому я могу легко переключаться между стилями разработки, языками или плагинами. А еще я научился работать в условиях неопределенности: когда непонятно, что будет завтра, а надо оставаться уверенным, что всё будет окей, и продолжать фигачить.

Письмо с лучшими статьями. Без спама

У нас есть политика конфиденциальности и условия обработки персональных данных, и при подписке вы соглашаетесь с ними автоматически

Зин в Телеграме