Люди«Делить дизайн на красивый и некрасивый — слишком просто»
Одним нравится минимализм и тонкие линии, другим — градиенты и шрифты с вензелями, третьи вообще не могут разобраться, что из этого считать привлекательным. Можно ли вывести единую формулу красоты в дизайне и как понять, что красиво, а что нет, — рассказывает арт-директор Людвиг Быстроновский.
Красота в дизайне не главное
Вспомним классические туфли-лодочки на десятисантиметровом каблуке. Красота невероятная, но заодно причина мозолей, проблем с суставами и желания поскорее переобуться в сандалии на плоской подошве. Несмотря на отсутствие эргономичности, лодочки продолжают носить.
А есть противоположная история — сабо-кроксы. Их называют уродливыми, но это не мешает кроксам оставаться популярными, а компании — расти. Она открылась в 2002 году и за первый год продала двести пар обуви. С тех пор этот объем вырос до трехсот миллионов пар. Внешняя неказистость окупается эргономикой: на идее «Удобство важнее красоты» строится маркетинг кроксов.
Красота — сложная концепция. Делить дизайн на красивый и некрасивый — это слишком просто, потому что такая оценка не отражает суть дизайна.
Модель сексуальности и сексапильности
Я дизайнер и пробовал объяснять себе дизайн разными моделями. Сейчас я остановился на подходе, который говорит, что дизайн воспринимается людьми по той же схеме, как и секс.
Это работает так. Когда мы видим человека, сначала оцениваем его сексапильность, внешнюю привлекательность. Но это еще не гарантирует, что секс будет классным, потому что есть второй, куда более интересный слой — сексуальность. Если нам комфортно, если наши потребности предугадывают, с нами играют так, как нам нравится, то вот тогда всё действительно работает хорошо.
То же с дизайном. Сразу мы оцениваем внешнюю привлекательность: гармоничность в сочетании цветов, плавность линий, материалы, необычность, свежесть подхода и еще сотни других параметров. Но потом приходит время проверки привлекательности, и наступает взаимодействие с дизайн-объектом: мы опускаемся на скамейку, читаем сайт, ищем на карте метро станцию. Я дизайнер и скажу, что очень редко оказывается, что всё работает классно. Чаще всего привлекательность не проходит проверку. Когда химии не получается и всё работает не так, как ожидалось, привлекательность нивелируется. Суперстильный холодильник с полками, на которых не помещаются любимые продукты, может быть сексапильным, но не сексуальным.
Есть люди, которым окей, когда привлекательно, пусть и неудобно. Для меня красивый дизайн — это не только когда привлекательно-сексапильно, но и когда эргономично-сексуально. И да, у меня есть кроксы. Элегантность внешнего вида — это, конечно, круто, но для меня то, как обувь себя со мной ведет в повседневной жизни, важнее. Это можно назвать внутренней красотой.
Внутренняя красота становится понятна по тому, насколько удобно взаимодействовать с объектом, насколько он отвечает потребностям. Здесь все замешано на физиологии: человек смотрит на предмет, а сознание считывает, насколько удобно его использовать. Например, правша воспринимает кружку, у которой ручка находится слева, как неудобную. Поэтому в рекламе кофе чаще показывают чашки с ручками по правую сторону — 85% людей правши.
Если вам нравится дизайн почти любой скамейки, значит, вы плохо разбираетесь в скамейках. Чтобы научиться понимать, какие из них по-настоящему красивые, а какие нет, нужно посидеть на сотнях скамеек самому. Но если хочется оставаться на уровне «Привлекательно — значит красиво», можно и в ленте в интернете набраться опыта, это тоже ок.
Развивать понимание красоты — это постоянно расширять опыт, пробовать новое и не обманываться первым впечатлением и привлекательностью.