Люди«Делить дизайн на красивый и некрасивый — слишком просто»

Эксперт Людвиг Быстроновский, дизайнер и арт-директор. Записала Александра Давидович.

Одним нравится минимализм и тонкие линии, другим — градиенты и шрифты с вензелями, третьи вообще не могут разобраться, что из этого считать привлекательным. Можно ли вывести единую формулу красоты в дизайне и как понять, что красиво, а что нет, — рассказывает арт-директор Людвиг Быстроновский.

Красота в дизайне не главное

Вспомним классические туфли-лодочки на десятисантиметровом каблуке. Красота невероятная, но заодно причина мозолей, проблем с суставами и желания поскорее переобуться в сандалии на плоской подошве. Несмотря на отсутствие эргономичности, лодочки продолжают носить.

Фотография черных туфель-лодочек на шпильке, видна красная подошва и стелька с лейблом
Туфли «Кристиан Лубутен» — классические лодочки с красной подошвой, в которых удобнее всего красиво стоять. Или сидеть. Источник: Кристиан Лубутен

А есть противоположная история — сабо-кроксы. Их называют уродливыми, но это не мешает кроксам оставаться популярными, а компании — расти. Она открылась в 2002 году и за первый год продала двести пар обуви. С тех пор этот объем вырос до трехсот миллионов пар. Внешняя неказистость окупается эргономикой: на идее «Удобство важнее красоты» строится маркетинг кроксов.

Фотография черных резиновых сабо, вид сбоку
Резиновые сабо — это абсолютно не сексапильно, зато удобно: у них есть супинатор и углубление для пятки, стопа зафиксирована, но легкий материал не давит на суставы. Источник: Крокс

Красота — сложная концепция. Делить дизайн на красивый и некрасивый — это слишком просто, потому что такая оценка не отражает суть дизайна.

Модель сексуальности и сексапильности

Я дизайнер и пробовал объяснять себе дизайн разными моделями. Сейчас я остановился на подходе, который говорит, что дизайн воспринимается людьми по той же схеме, как и секс.

Это работает так. Когда мы видим человека, сначала оцениваем его сексапильность, внешнюю привлекательность. Но это еще не гарантирует, что секс будет классным, потому что есть второй, куда более интересный слой — сексуальность. Если нам комфортно, если наши потребности предугадывают, с нами играют так, как нам нравится, то вот тогда всё действительно работает хорошо.

То же с дизайном. Сразу мы оцениваем внешнюю привлекательность: гармоничность в сочетании цветов, плавность линий, материалы, необычность, свежесть подхода и еще сотни других параметров. Но потом приходит время проверки привлекательности, и наступает взаимодействие с дизайн-объектом: мы опускаемся на скамейку, читаем сайт, ищем на карте метро станцию. Я дизайнер и скажу, что очень редко оказывается, что всё работает классно. Чаще всего привлекательность не проходит проверку. Когда химии не получается и всё работает не так, как ожидалось, привлекательность нивелируется. Суперстильный холодильник с полками, на которых не помещаются любимые продукты, может быть сексапильным, но не сексуальным.

Есть люди, которым окей, когда привлекательно, пусть и неудобно. Для меня красивый дизайн — это не только когда привлекательно-сексапильно, но и когда эргономично-сексуально. И да, у меня есть кроксы. Элегантность внешнего вида — это, конечно, круто, но для меня то, как обувь себя со мной ведет в повседневной жизни, важнее. Это можно назвать внутренней красотой.

Внутренняя красота становится понятна по тому, насколько удобно взаимодействовать с объектом, насколько он отвечает потребностям. Здесь все замешано на физиологии: человек смотрит на предмет, а сознание считывает, насколько удобно его использовать. Например, правша воспринимает кружку, у которой ручка находится слева, как неудобную. Поэтому в рекламе кофе чаще показывают чашки с ручками по правую сторону — 85% людей правши.

Фотография с чашкой кофе, стоящей среди кофейных зерен
Реклама кофе «Нескафе» — ручка у чашки справа, зрителю-правше легко представить, как он берет ее в руку, подносит к губам и делает глоток. Это сексапильно. Источник: Нескафе

Если вам нравится дизайн почти любой скамейки, значит, вы плохо разбираетесь в скамейках. Чтобы научиться понимать, какие из них по-настоящему красивые, а какие нет, нужно посидеть на сотнях скамеек самому. Но если хочется оставаться на уровне «Привлекательно — значит красиво», можно и в ленте в интернете набраться опыта, это тоже ок.

Развивать понимание красоты — это постоянно расширять опыт, пробовать новое и не обманываться первым впечатлением и привлекательностью.

Письмо с лучшими статьями. Без спама

У нас есть политика конфиденциальности и условия обработки персональных данных, и при подписке вы соглашаетесь с ними автоматически

Зин в Телеграме