РоботыКак продлить лицензию для электронной подписи не выходя из дома
Чтобы пользоваться электронной подписью, нужна лицензия, и их выпускают несколько компаний. Одна из самых популярных лицензий — это Криптопро, она обеспечивает работу квалифицированной электронной подписи (КЭП). Первые девяносто дней ей можно пользоваться бесплатно, затем нужно заплатить.
На первый взгляд, всё просто, но на практике часто непонятно, куда идти и где покупать: одни говорят, что надо прийти в сервисный центр, а другие знают альтернативные способы. Людмила Сарычева прошла все этапы сама и рассказывает об опыте.
Шаг 1. Идем на сайт Криптопро и покупаем лицензию
Чтобы работать с КЭП, я установила программу «Криптопро» и зарегистрировалась в Диадоке — это сервис электронного документооборота. Для этого мне потребовалась помощь бухгалтера, а дальше проблем не было, всё работало. Но однажды я зашла на сайт и обнаружила сюрприз — сообщение, что нужно продлить лицензию.
Я неспешно неделю пыталась разобраться, как это сделать. Оказалось, что «продлить лицензию» означает «купить новую». И в итоге нашла самый быстрый способ это сделать.
Гуглим:
Любую лицензию Криптопро можно приобрести и у дилеров компании. Я выбрала универсальную лицензию с бессрочным ключом:
У дилеров заказ оплачивают картой, а на официальном сайте Криптопро индивидуальные предприниматели могут купить лицензию банковским переводом.
Еще бывают ключи на один год, но я не поняла, зачем приобретать на год, если можно купить на всю жизнь. Возможно, программы обновляются, и, когда выйдет новая, мне придется ее купить, но пока я живу с бессрочной лицензией.
Шаг 2. Получаем ключ на почту
После покупки номер лицензии приходит на электронную почту. В сообщении дополнительно присылают инструкцию по установке ключа через программу «Криптопро».
Ключ также можно активировать и через сервис электронного документооборота, которым вы пользуетесь.
Шаг 3. Вводим ключ на сайте Диадока
Я вернулась на сайт Диадока: ввела номер лицензии и нажала кнопку «Подтвердить». После этого появилось сообщение: «Вы хотите разрешить данной программе внести изменения на компьютере?» Я разрешила. И через несколько секунд появилось второе сообщение об успешном вводе лицензии.
Бывает, что после ввода ключа появляется сообщение с ошибкой. В таком случае Диадок предлагает пользователю активировать лицензию через программу «Криптопро».
Бесполезно: искать инструкции, проходить диагностику, писать в поддержку
А теперь, когда вы знаете главное, вы можете уйти или почитать историю моих страданий. Я расскажу, почему же покупка лицензии на сайте заняла неделю.
Итак, чтобы подписывать документы КЭП, нужна лицензия, сертификат и провайдер электронного документооборота. Что-то из этого можно оплатить раз и навсегда, что-то нужно обновлять и оплачивать регулярно. И большинство людей, конечно, не помнят, кто из них кто и как платить. Или не помню только я, но думаю, что большинство.
Сообщение о продлении лицензии в Диадоке выглядело так:
И я пошла по ссылкам. Я думала, что на первой ссылке «Продлить лицензию» я найду инструкцию, но инструкции там не было, только окошко для ввода нового номера. И нигде не было пояснений, что под продлением подразумевается покупка новой.
Тогда я пошла по второй ссылке: вдруг диагностика мне что-нибудь скажет. Но и она ничего не сказала, кроме того, что у меня всё в порядке.
И тогда я перешла к третьему пункту и написала в техподдержку, но и это не помогло.
Кроме замешательства, ответ техподдержки мне ничего не дал. Получается, что я пользуюсь электронной подписью, чтобы всё делать удаленно, а мне нужно идти ногами в сервисный центр. При этом запрашивают все мои персональные данные, которые у них, вообще-то, есть.
К тому же техподдержка Диадока не слишком дружелюбная. Сколько раз я с ними ни общалась, всегда есть ощущение, что они считают, будто человек сразу понимает все технические детали работы. А на самом деле я даже не понимала, что лицензия — это уже не зона ответственности Диадока и за нее отвечает другая компания. Поэтому я неделю в каком-то фоновом режиме заходила то в личный кабинет в Диадоке, то в почту для переписки с техподдержкой. И только когда эта переписка меня разозлила окончательно, я пошла гуглить.
Для меня идеальный ответ техподдержки выглядел бы так:
Людмила, добрый день!
Чтобы продлить лицензию, нужно купить новую, это можно сделать тремя способами:
— в партнерских сервисных центрах;
— у компании «Криптопро»;
— через дилеров Криптопро.
Во всех случаях стоимость лицензии будет около 2500–3000 рублей.
Рекомендовать я могу только сервисные центры, поскольку это наши партнеры, и мы знаем, как они работают. В остальных случаях есть риски, поэтому советую внимательно отнестись к выбору.
Чтобы помочь с покупкой лицензии в сервисном центре, я могу найти ближайший к вам или передать им ваши данные, чтобы с вами связались. Дайте знать, если выберете этот способ.
Зато после ответа техподдержки я получила подсказку, что лицензию надо именно купить, а не продлевать. И после этого я смогла найти самый быстрый способ в гугле.