ЛюдиПочему план Б не нужен

Эксперт Людмила Сарычева, худрук редакторского бюро «Гладлакс», автор книг «Уступите место драме», соавтор «Новых правил деловой переписки» и «Пиши, сокращай». Записала Елена Никулина.

Однажды я работала над статьей, где эксперт долго отвечал и терялся на каждом этапе работы над материалом. Я переживала, что материал не выйдет в срок, и написала нашему главреду Людмиле Сарычевой: «Может, на всякий случай придумать план Б с другой темой, если у эксперта не будет времени и всё затянется?»

«План Б — это для слабаков», — ответила Людмила. Вот ее пять аргументов.

Если есть план Б, невольно склоняешься к нему

Я не подстраховываюсь планом Б, а если всё-таки я его придумываю, для меня это сигнал какого-то слабого решения или плохого компромисса. Тогда я смотрю на всё это и перепланирую без варианта Б.

Допустим, клиент хочет развивать блог на сайте, чтобы через него привлекать клиентов. Я готовлю предложение, описываю комплекс услуг, чтобы лучше всего решить его задачу, и сколько это будет стоить. А потом задумываюсь: «Вдруг клиенту не подойдет эта цена, стоит придумать на всякий случай план Б. Например, предложить выпускать меньше статей в месяц или не брать анонсы статей в соцсетях, тогда получится дешевле».

Дальше составляю план Б, и он начинает мне нравиться даже больше: клиент новый, вдруг не сработаемся. А если начнем работать с меньшим бюджетом, то и рисков меньше, и шансы на контракт выше. Но второй план не решает задачу клиента. Если на встрече мы договоримся именно о нем, может оказаться, что результаты проекта будут хуже и он не окупится, даже несмотря на то что бюджет меньше. Это приводит к следующей проблеме.

План Б снижает доверие клиента

Представим ситуацию: к нам обратилась компания, чтобы мы вели им контент-маркетинг. Если прийти на встречу к клиенту с основным и запасным планами, произойдет вот такой диалог:

— Чтобы к вам на сайт приходило больше клиентов, предлагаю вести блог и писать статьи с учетом поисковых запросов, а еще вести соцсети. Это будет стоить сто тысяч рублей в месяц.

— Я рассчитывал на старте тратить в два раза меньше.

— Хорошо, тогда есть план Б: наймем только двух авторов, которые будут писать сео-статьи в блог и работать с полной занятостью на вашем проекте. А мы возьмем только нашу комиссию за поиск авторов. Так получится выгоднее.

После такого диалога клиент подумает: «Если этот вариант выгоднее, почему мне его сразу не предложили? Может быть, меня пытались обмануть? Или они сами не уверены в предложении? Возможно, с ними не стоит работать».

Чтобы такого не получилось, лучше придумать один план, в котором мы уверены, и дальше обсуждать его. Если клиент говорит нет, нужно выяснить причины, а не менять план:

На какой бюджет вы рассчитывали?

Вы планируете увеличить бюджет, если окажется, что проект успешен?

По каким метрикам будете оценивать успех проекта?

Что мы можем сделать сейчас, чтобы вы решили вложить достаточный бюджет в проект?

Из ответов на эти вопросы может выясниться, что клиент пока не понимает, как эти вложения окупятся, и хочет для начала попробовать запустить проект с меньшим бюджетом. А еще мы узнаем, что клиент готов вкладывать больше, если у проекта будут определенные показатели эффективности. Тогда мы дорабатываем основной план с учетом новой информации: придумываем, как достичь нужных показателей, и повышаем ценность проекта для клиента. Если мы сфокусируемся на одном плане, то заключим контракт с первоначальным набором услуг и стоимостью, а клиент получит понятные и измеримые результаты от контент-маркетинга.

Мешает увидеть слабые места в процессе

Если есть подстраховка в виде плана Б, я, как руководитель, не могу вовремя увидеть полную картину и обнаружить проблемы проекта.

Бывает, что в проектах сбиваются сроки, какие-то статьи не успевают выйти вовремя. На этот случай некоторые редакции пишут запасные статьи, чтобы у них был план Б. Если что-то не будет готово вовремя, можно будет поставить эту статью. Я не люблю, когда у нас есть какие-то запасные статьи, потому что из-за этого нет возможности найти реальную проблему и разобраться с ней.

Например, если не будет плана Б и запасных статьей, я замечу, что у команды проседает работа с экспертами: они долго отвечают или перестают выходить на связь. Тогда я могу написать инструкцию для авторов, как искать экспертов и договариваться с ними. Это облегчит работу и улучшит процесс.

Расслабляет команду

Когда у нас есть план Б, заранее начинаем думать: «Если основной план не сработает, ничего страшного». В итоге команда прикладывает меньше усилий, чтобы выполнить план А, или даже отказывается от него при первых сложностях.

Например, нужно запустить лендинг к определенной дате. Мы заложили время на каждый этап: аналитика, подготовка текста на сайт, дизайн, верстка, запуск. Каждый следующий этап зависит от готовности предыдущего. Но мы беспокоимся, что на каком-то звене могут сбиться сроки, и подстраховываемся:

— Чтобы вовремя начать делать дизайн лендинга, нужно, чтобы текст был готов к четвергу. Если вдруг не успеешь, есть план Б: дизайнер может начать работать без текста, нужна хотя бы структура лендинга с заголовками.

Тогда редактор, который работает на проекте, решит: «Ага, тут дедлайн можно будет подвинуть, ничего страшного, если не успею». И скорее всего, получится, что текста к нужному сроку не будет.

Или когда в редакции есть запасные статьи, как в примере из прошлого пункта, авторы не стараются сдать материал вовремя, ведь всегда есть что поставить вместо запланированной статьи. Без плана Б команда будет больше заинтересована в том, чтобы сразу достичь нужного результата, не рассчитывая на подстраховку.

Это лишняя трата времени и сил

План Б тоже нужно придумать, как и план А. Если план Б — выпуск запасных статей, придется потратить время, чтобы придумать дополнительные темы и обсудить их с авторами. Если план Б — альтернативная смета для клиента, ее нужно будет просчитать, и это займет не меньше времени, чем расчет основного предложения. Лучше уделить больше времени основному плану и сделать его классным.

Допустим, нужно написать курс по инвестициям для нашего клиента. Мы готовим план, в который верим и по которому хотим работать. А потом идем к клиенту и рассказываем: «Чтобы написать курс, нам нужны эксперты с вашей стороны. На весь курс понадобится столько-то времени, и это будет стоить столько-то». И дальше обсуждаем с клиентом только этот план.

Клиент может сказать, что этот план ему не подходит. И тогда мы выясняем, что именно не подходит. Например, оказывается, что у компании нет экспертов в этой теме. Тогда договариваемся, что экспертов будем искать мы, но проект будет дороже. Или компании не подходят сроки. Тогда обсуждаем, какие сроки их устроят и почему именно такие, а потом дорабатываем наш план так, чтобы вписаться в нужные дедлайны. Так, может оказаться, что необязательно сдавать сразу все двадцать статей для курса, достаточно отдать первые три к определенной дате, а потом постепенно дописывать остальные. В результате обсуждения с клиентом дорабатываем один основной план, чтобы он стал удобным для всех.

Когда мы придумываем план, не нужно заранее искать варианты, как подстраховаться. Нужно сфокусироваться на одном плане и рассматривать его как основу, которую можно подкрутить с учетом всех нужных требований. Тогда получится отличный план А, и план Б не понадобится.

Письмо с лучшими статьями. Без спама

У нас есть политика конфиденциальности и условия обработки персональных данных, и при подписке вы соглашаетесь с ними автоматически

Зин в Телеграме