Питч-дек для презентации инвесторам: шаблон и примеры
Питч-дек (pitch-deck) — это презентация бизнес-проекта на электронном или бумажном носителе. Она нужна, чтобы рассказать потенциальным инвесторам о компании, заинтересовать их и получить приглашение на переговоры о финансировании. В презентации для инвесторов описывают ключевую концепцию бизнеса, модель монетизации, финансовые прогнозы прибыльности, обосновывают важность проекта.
Потенциальные инвесторы получают десятки подобных презентаций ежедневно. По статистике инвестор в среднем тратит на одну презентацию порядка трех минут. Поэтому важно проработать презентацию так, чтобы обратить на себя внимание.
В статье расскажем, что должно быть в презентации стартапа, и покажем примеры презентаций топовых проектов.
Структура презентации для инвесторов
У инвестора будет всего несколько минут, чтобы просмотреть презентацию, так что лучше всего ее сделать емкой и краткой. Вот разделы, которые обязательно нужны, чтобы презентовать проект инвестору со всех сторон:
- название проекта и его суть;
- описание проблемы, которую решает проект;
- оценка объемов рынка;
- сравнение с конкурентами;
- путь развития проекта;
- бизнес-модель и схема монетизации;
- команда проекта;
- финансы;
- предложение инвестору;
- контакты для связи.
Если раздел не вмещается на один слайд, разделите его на два-три. И всё-таки постарайтесь сделать презентацию максимально компактной. Так, Гай Кавасаки, экс-евангелист Apple, считает, что оптимальный объем — 10 слайдов. На примерах презентаций успешных стартапов, которые когда-либо привлекали крупные инвестиции, видно, что их материалы состоят из 15–20 слайдов.
Разберем каждый раздел подробнее на примере презентации Airbnb 2009 года, когда компания только начинала поиск инвестиций.
Слайд 1. Название и суть проекта
Это слайд-знакомство. И от него зависит, станет ли инвестор читать дальше или закроет презентацию сразу на первом слайде. Заголовок должен точно и кратко описывать услугу или товар. Хорошая идея для заголовка — провести параллель с известным продуктом из другой сферы: «Мы — Delivery Club для хозяев кошек и собак». Если подобный пример в голову не приходит, лучше описать суть проекта без излишнего креатива.
Так, Airbnb в качестве заголовка использовали слоган: «Останавливайтесь у местных жителей, а не в отелях». Фраза точно описывает решение, целевую аудиторию и бизнес-модель.
Слайд 2. Проблема, которую решает проект
Здесь отвечаем на вопрос, чью и какую проблему решает продукт. Чтобы получить финансирование, придется показать, что проблема действительно значимая, а решение важно для потенциальных клиентов. Показать это можно с помощью историй, цифр и цитат клиентов, полученных во время предварительного исследования рынка.
Этот слайд можно разбить на два. Так сделали Airbnb в своей презентации. Компания обратила внимание, что отели стоят дорого и мешают погрузиться в культуру. А забронировать комнату у местных жителей самостоятельно сложно.
Решение представили отдельным слайдом: технологичная платформа, которая помогает справиться с проблемами с предыдущего слайда.
Слайд 3. Оценка целевого рынка
Рынок — это те люди, которые готовы и способны платить за решение проблемы, описанной на предыдущем слайде. При описании рынка показывают графики с динамикой за последние несколько лет и потенциал роста рынка в будущем.
Еще один вариант показать рыночную востребованность — сравнить с аналогами. Так поступили в Airbnb: они привели как пример количество пользователей двух других сервисов, которые занимались предложением временного жилья.
Объем рынка они считают по количеству жилья, которое ежегодно бронируют люди по всему миру. К данным добавили ссылку на источник.
Слайд 4. Конкуренты
Здесь показываем ключевые преимущества, которые отстраивают бизнес-проект от существующих игроков на рынке. Лучше всего подать в виде таблицы-сравнения с другими продуктами по функциям, сервису или цене.
Airbnb показали сравнение с конкурентами на координатной плоскости. На горизонтальной оси — параметр «онлайн-офлайн», а на вертикальной — «доступно-дорого». И следом на слайде рассказали, в чем их преимущества перед конкурентами.
Слайд 5. Дорожная карта развития проекта
В терминологии международных акселераторов дорожную карту еще называют трекшен. В ней показывают ключевые этапы развития проекта. Если уже есть продажи и успехи на рынке — приводят и их. Если бизнес только появился — добавляют планируемые шаги для развития проекта. Слайд нужен в качестве подтверждения, что бизнес-модель рабочая, а клиенты заинтересованы в продукте.
Airbnb вместо дорожной карты в своей презентации привели стратегию выхода на рынок. Они показали шаги и приемы, которые позволят им привлечь клиентов: с помощью мероприятий, партнерства и двойного постинга на уже известном сервисе.
Слайд 6. Бизнес-модель
Здесь описывают, на чем именно бизнес будет зарабатывать деньги, как будет продвигать продукт и находить покупателей. Также можно добавить факторы, которые приведут к успеху именно с такой бизнес-моделью, указав, к примеру, опыт других компаний в смежных отраслях. Чем понятнее и проще подана бизнес-модель, тем лучше.
Презентация Airbnb — пример того, как кратко показать бизнес-модель и ее преимущества: «Мы берем комиссию 10% с каждой транзакции». Здесь же добавлены расчеты того, сколько они могут заработать с такой моделью монетизации.
Слайд 7. Команда проекта
Инвестируют не в компании, а в людей. На этом слайде рассказывают, какие навыки и опыт ключевых сотрудников помогут в развитии проекта.
Слайд 8. Финансы
Понятно, что финансовые отчеты и прогнозы сложно вместить в один слайд. Так что сюда выносятся ключевые показатели: прибыль или убытки по годам, фонд оплаты труда, расходы на маркетинг, операционные расходы. Здесь нужны реальные текущие показатели и план на ближайшие 3–5 лет.
Слайд 9. Призыв к действию
На одном из последних слайдов приводится сумма нужных инвестиций и обоснование того, на что пойдут эти деньги. Также нужно указать, каких результатов, за счет чего и в какие сроки планируется достичь. Здесь же важно посчитать потенциальную выгоду для инвесторов.
Airbnb на слайде указывают, какие инвестиции и для каких целей они ищут. Также они показывают стартовые инвестиции ангельского раунда и планируемый доход.
Что самое важное в презентации стартапа
Инвесторы вкладываются в команды, а не в красивые презентации. Презентация — это функциональный документ. Он служит утилитарной цели — донести идею до инвестора. Поэтому все, что в ней написано, должно служить этой цели. Вот несколько рекомендаций, как сделать питч-дек полезным для привлечения денег:
- слайд должен доносить одну идею. Новая идея — новый слайд;
- инвесторы читают по диагонали, так что лучше использовать простой крупный шрифт, который легко читается;
- у инвестора не так много времени, так что в слайдах — только полезная информация без лишних картинок, шуток и длинного текста.
Если учесть эти три рекомендации, получится документ, который легко понять и можно быстро изучить. А значит, шансы привлечь внимание инвестора возрастут.