ЛюдиКак организовать эффективную работу отдела продаж

Эксперт Денис Боровин, руководитель команды продаж Томору. Записала Ксения Новикова.

Чтобы человек купил продукт, его нужно убедить это сделать: найти правильный подход, удержать внимание, закрыть возражения и довести до сделки. Эта задача ложится на отдел продаж — именно от него зависит, с какими впечатлениями покупатель уйдет после контакта с компанией и завершит ли он покупку.

Вот почему важно правильно организовать отдел продаж, продумать его структуру, функции и систему мотивации сотрудников. Разбираемся в этих вопросах вместе с экспертом по продажам Денисом Боровиным.

С чего начинается организация отдела продаж

Любая компания, которая хочет что-либо продавать, начинает с поиска клиентов и понимания емкости рынка: каким будет спрос, готовы ли клиенты покупать продукт и как им его продавать. Для этого не надо сразу нанимать 50 сотрудников и строить большой отдел продаж — можно начать с двух-трех человек, которые понимают потребности людей и могут их грамотно закрыть.

Позже можно масштабироваться: нанять больше людей, сделать сложную структуру, разделить специалистов по навыкам. Но товар и спрос на него всегда важнее, чем количество продажников в офисе.

Функции отдела продаж

Отдел продаж — это связующее звено между клиентом и компанией. Продажники ежедневно общаются с потенциальными потребителями и понимают, что и как нужно делать, чтобы те решились на покупку.

Чтобы довести клиентов до покупки, менеджеры на разных этапах воронки продаж выполняют разные функции. Разберем каждую из них.

Работа с холодными клиентами. Продажники обзванивают тех, кто пока мало знаком с компанией, или пишут им письма и рассказывают о преимуществах продукта, цепляют внимание и пытаются наладить контакт. Например, менеджер по продажам Томору может обзвонить владельцев бизнеса из холодной базы, кратко описать новый инструмент — голосовых роботов, а затем предложит узнать о нем больше в презентации.

Работа с теплыми клиентами. Менеджеры по продажам также работают с клиентами, которых надо слегка подтолкнуть к покупке. К примеру, могут написать письмо и предложить скидку клиенту, который запросил расчет стоимости тура, но не оформил его.

Работа с горячими клиентами. Тем, кто созрел для покупки, специалист отдела продаж помогает разобраться в деталях оформления, чтобы клиенты оформляли заказ быстрее. Так, если покупатель выбрал стиральную машинку, менеджер поможет ее оформить, чтобы ускорить процедуру и сделать ее комфортной для покупателя.

Дополнительные продажи. Менеджеры могут продавать не один товар или услугу, а вместе с дополнениями, чтобы повысить чек. Например, клиент записывается на маникюр, а ему предлагают сделать еще и массаж. Или мужчина оформляет страховку на авто для себя, а ему предлагают дополнительно застраховать автомобиль жены.

Презентация продукта. Для некоторых продуктов, например дорогостоящего технологичного оборудования, сложного программного обеспечения или сервисов вроде голосовых роботов или CRM-системы, менеджеру по продажам понадобится провести презентацию с аргументацией и отработкой возражений.

Блок-схема для презентации голосового робота Томору отделом продаж
В Tomoru презентация продукта строится на задачах и проблемах клиента: в ней менеджер последовательно рассказывает, в каких сферах робот помогает бизнесу

Презентация — это документ, в котором компания последовательно и обстоятельно рассказывает о своем продукте. Можно выслать ее на электронную почту клиенту или прийти с ней на встречу с покупателем, чтобы подробно описать возможности продукта.

Как устроен процесс внедрения робота — презентация умного голосового робота Tomoru отделом продаж
Во время презентации клиенты могут задавать менеджеру уточняющие вопросы, а продажник — отвечать на них и закрывать возражения

Создание и отправка коммерческого предложения. По смыслу КП похоже на презентацию: это тоже документ, в котором рассказывают о преимуществах продукта компании для клиента, его рассылают по почте, могут опубликовать в соцсетях или на сайте. Подробно о коммерческом предложении мы рассказывали в другой статье.

Но как правило, если презентация рассказывает о продукте в общих чертах и предполагает, что клиенты только знакомятся с товаром, то коммерческое предложение могут составлять под конкретного клиента с учетом его болей, страхов и специальных условий сотрудничества.

Коммерческое предложение часто более персонализированное, чем презентация продукта. Особенно это характерно для B2B-сегмента, где сейлс-менеджер подбирает условия для каждого клиента
Во время презентации клиенты могут задавать менеджеру уточняющие вопросы, а продажник — отвечать на них и закрывать возражения

Набор функций отдела продаж зависит от того, есть ли в компании отдел маркетинга или нет. Как правило, если маркетинговой службы нет, отдел продаж берет на себя задачи по поиску клиентов, составлению коммерческих предложений, продвижению товаров. То есть закрывает весь цикл — от поиска покупателя до оформления сделки.

Если служба маркетинга в компании есть, департамент продаж взаимодействует с ней, чтобы наладить более крепкую связь с клиентами. Тогда поиск потенциальных покупателей ложится на плечи маркетологов: чтобы привлечь покупателей, они продумывают рекламные кампании, пишут рассылки, разрабатывают стратегию для соцсетей, а продажники только доводят людей до покупки.

Например, маркетолог сталепрокатной компании запускает контекстную рекламу, чтобы привлечь заинтересованную аудиторию. Люди переходят по объявлению и звонят в компанию.

Там им отвечает sales-менеджер, который рассказывает о продукте компании, предлагает встретиться и провести подробную презентацию. На презентации клиенты задают вопросы, сомневаются, а менеджер отрабатывает их возражения.

После этого продажник вместе с отделом маркетинга готовит коммерческое предложение для клиента, где раскрываются условия работы и политика лояльности.

Когда маркетинговый отдел и служба продаж работают вместе, они эффективнее распределяют ресурсы и взаимодействуют с клиентом. Так, маркетолог не общается с клиентом напрямую, поэтому не может знать, какие возражения, страхи возникают у покупателей, а сейлсы знают и подсказывают, как зацепить внимание, что добавить в УТП, чего людям не хватает для завершения сделки. Но менеджерам по продажам сложнее находить клиентов, так как они не используют маркетинговые инструменты.

Структура отдела продаж — как его правильно организовать

Организация отдела продаж предполагает создание правильной структуры: в этом случае важно учитывать специфику работы компании, ее устройство. Чтобы отдел продаж работал слаженно и эффективно, нужно тщательно продумать, какие роли давать каждому сотруднику — кто будет отвечать за звонки, кто — за встречи, и как рассчитывать эффективность работы менеджеров.

Варианты структуры отдела продаж

Структура отдела продаж может быть одноуровневой и двухуровневой. Одноуровневая модель — это когда в компании работают равнозначные менеджеры по продажам с универсальными функциями: они выполняют все задачи по продажам и не разделяются по умениям и навыкам. К примеру, один менеджер обзванивает клиентов, проводит презентацию, общается с покупателями, доводит до оформления сделки.

Двухуровневая модель похожа на конвейер: в ней процессы распределены на этапы, и за каждый этап отвечает свой менеджер. Например, один специалист отвечает за холодные звонки и знакомство с клиентом, а другой — за отработку возражений.

В 2022 году в Tomoru действовала одноуровневая структура отдела продаж: в компании были специалисты, которые обслуживали клиентов в формате «от и до». Но эта модель не позволяла нам быстро расти, так как менеджеров приходилось долго обучать, а если они уходили, трудно было найти им замену.

Сейчас мы тестируем двухуровневую структуру, где процесс продажи разделен на этапы. Для каждого этапа есть соответствующий сотрудник, которого не надо долго обучать и, если он уйдет, это не повлияет на рабочий процесс, так как найти нового сотрудника будет проще.

Двухуровневые модели проще масштабировать, ими легче управлять, они помогают компаниям на стадии роста быстро развиваться: компании проще и дешевле найти замену специалисту, если он брал на себя небольшой и несложный пул задач, чем отыскать опытного менеджера-универсала, который будет тянуть все обязанности, или обучить человека до такого уровня.

Также отдел продаж можно формировать по типу устройства.

Вокруг продукта — когда отдельная группа специалистов отвечает за определенный продукт. Это характерно для компаний с широким ассортиментом. Например, большой косметический холдинг выпускает под разными брендами косметику со своей спецификой: профессиональные средства для волос, декоративную косметику для молодежи, натуральные средства для ухода за кожей. В таком случае один продажник не может знать обо всех продуктах, поэтому отдел продаж делится по направлениям.

Вокруг клиента — с разными потребителями может быть разная специфика работы. Например, один и тот же менеджер в отделе продаж не может работать с B2B и B2C-клиентами — ему нужно обладать разными компетенциями. Тогда отдел продаж можно разделить на тех специалистов, которые работают с корпоративными клиентами, и тех, кто работает с конечным потребителем.

Вокруг рынка — компания может работать на отечественном и зарубежном рынках. Специфика работы будет отличаться, поэтому для отдельных рынков можно выделять своих менеджеров.

Отдел продаж можно структурировать по другим характеристикам, например по функциям или регионам. Но деление по уровням — основное.

Роли в отделе продаж

Двухуровневая структура отдела продаж предполагает распределение специалистов по ролям. Не все менеджеры обладают универсальными навыками, чтобы эффективно привлекать клиентов, удерживать с ними контакт и поддерживать связь после покупки для последующих продаж.

У каждого сейлза разный ритм работы, философия и подход к взаимодействию с клиентом: одни менеджеры легко цепляют клиентов на этапе холодных продаж, другие умеют поддержать диалог и отработать возражения, а третьи — удерживают контакт с человеком, напоминают ему о продлении подписки на продукт, предлагают дополнительные услуги. Это три разные роли продажников в зависимости от умений.

Задача руководителя отдела продаж — подобрать сотрудников на позицию, на которой они раскроются и будут работать эффективно.

Какие инструменты нужны для эффективности отдела продаж

Чтобы наладить эффективное общение с клиентами, департамент продаж использует много инструментов. Одни из них помогают структурировать информацию и не потерять важные сведения о покупателях, другие — продать продукт. Вот чем пользуются сейлз-менеджеры.

CRM-система — клиентская база позволяет не терять данные о покупателях, найти к ним правильный подход, отследить эффективность специалиста по продажам и процесс взаимодействия с клиентом.

ЦРМ-система для организации и работы отдела продаж
ЦРМ-система упрощает работу отдела продаж, структурирует большие данные о клиентах и позволяет увеличить продажи. Источник: AmoCRM

Виртуальная АТС — чаще всего менеджеры по продажам общаются с клиентами по телефону, поэтому системы для быстрого обзвона помогают им совершать за день много звонков, прослушивать и записывать разговоры, чтобы следить за эффективностью работы сотрудников и отдела в целом.

Голосовой помощник — менеджеры могут перекладывать на голосовых помощников некоторые обязанности по работе с клиентами. Например, если нужно обзвонить много холодных клиентов, чтобы пригласить их на вебинар о нейросетях. Голосовые роботы экономят время менеджерам и позволяют им сосредоточиться на более сложных задачах. Подробнее об этом мы рассказали в статье «Голосовой робот для звонков».

Сейлз бук — это документ, в котором описаны стандарты общения с клиентами, процессы, KPI, бонусы. По сути, это полный гайд, которым руководствуется менеджер по продажам в диалоге с клиентом и при оценке своей работы. В Tomoru тоже такой есть. Мы ведем его в электронном виде: прописываем скрипты, правила работы с клиентами, цели, стандарты работы, подсказки, как действовать в разных ситуациях.

Презентация, коммерческое предложение — с помощью этих документов менеджер убеждает клиента в смысле покупки, доводит его до результата.

Каждый инструмент помогает решать определенную задачу: познакомить с продуктом, оказать техническую поддержку, сообщить об акции, довести до продажи. Для автоматизации можно использовать и другие инструменты, но их главная цель заключается в том, чтобы упростить и ускорить работу продажника.

Как должна выглядеть отчетность отдела продаж

Так как от работы отдела продаж зависит выручка компании, необходимо правильно оценивать эффективность его работы и вносить соответствующие корректировки. Для этого компания устанавливает контрольные показатели — KPI, на которые ориентируются sales-менеджеры.

Например, в Tomoru менеджеры по продажам в конце рабочего дня присылают отчет, который можно посмотреть на картинке ниже. Для продаж важны два критерия: результаты, то есть количество продаж, выручка, и активность менеджера, то есть то, что он делает, чтобы достичь результатов.

Всегда будут специалисты, которые не уложились в контрольные показатели: нужно сделать продаж на 100 000 рублей, а они сделали на 80 000. Руководитель оценивает этот результат в первую очередь, но также смотрит и на действия, которые совершил сотрудник, чтобы достичь этих цифр: сколько встреч провел, сколько звонков сделал. Если активность тоже не дотягивает до контрольного уровня, значит, менеджер работает недостаточно эффективно.

Дневные отчеты укрупняются по тимлидам и бизнес-группам, а в конце месяца собирается общий командный результат, который руководитель отдела защищает на совете директоров, а после рассказывает про планы на следующий период.

Ежедневный отчет для оценки эффективности отдела продаж
В отделе продаж ключевые показатели — это сделки и выручка. На них ориентируется бизнес и в соответствии с тем, насколько близко результат к плану, поощряет команду или вносит корректировки в работу отдела

Отдел продаж — самый прозрачный отдел компании по измеримости результата работы. Он всегда оцифрован, а в его отчетности легко можно проследить, насколько эффективно работают специалисты.

Эталонного отчета не существует, его формат подбирается в зависимости от специфики бизнеса, количества работников и задач на текущий момент. Но ключевыми критериями для измерения всегда остаются количество сделок и выручка.

Письмо с лучшими статьями. Без спама

У нас есть политика конфиденциальности и условия обработки персональных данных, и при подписке вы соглашаетесь с ними автоматически

Зин в Телеграме