ЛюдиНайти потенциал для роста: как в Томору изучают бизнес клиента и подбирают решение
Большинство клиентов обращаются в Томору за роботом для холодных продаж, а покупают в итоге робота для ответов на входящие звонки, работу с теплыми клиентами или даже робота для помощи в найме. Дело в том, что в диалоге с клиентом мы находим дополнительные способы улучшения бизнеса.
Рассказываем, как проанализировать бизнес, чтобы найти неочевидные способы улучшить работу компании. В конце статьи приведем пример изучения строительного бизнеса, посчитаем и оценим рентабельность инвестиций в автоматизацию.
Знакомимся с бизнесом
Начинаем разговор всегда с вопросов о компании в целом: сфера бизнеса, портрет клиента, регионы, в которых работают. Это помогает понять предметную тему и дальше подбирать решения с учетом особенностей отрасли.
«У нас строительный бизнес, мы продаем готовые коттеджи, а теперь еще хотим строить дома под заказ для частных клиентов. Пока в этом сегменте не работали, хотим привлекать клиентов на это направление». → Нужен робот на холодные продажи и робот на входящие звонки.
«Мы онлайн-школа. Чтобы привлекать клиентов, проводим вебинары. Иногда люди записываются и забывают прийти». → Нужен робот, чтобы обзвонить зарегистрировавшихся. Он напоминает о мероприятии и получает подтверждение, что человек придет. А еще нужен робот, который приглашает на вебинар тех, кто когда-то приходил на бесплатный вебинар по похожей теме, но обучение не купил.
Просто узнать сферу бизнеса мало, чтобы подобрать решение. У разных компаний в одной и той же отрасли свои потребности. Поэтому дальше менеджер подробно выясняет, как компания устроена. Все вопросы нацелены на то, чтобы найти проблемные места и зоны роста в работе компании. И в зависимости от ответов выбрать индивидуальное решение.
Исследуем работу отдела продаж
Задача этого блока вопросов — выявить, какие есть возможности для увеличения продаж, кроме наращивания базы контактов. Ведь отдел продаж может работать с входящими, искать новых клиентов в холодную или работать с теплой базой людей, которые обращались, но не купили продукт или не стали постоянными клиентами.
Для этого выясняем, как устроен отдел продаж:
сколько работает менеджеров и в чем состоит их работа;
есть ли входящие обращения;
сколько в среднем в день приходит входящих звонков;
успевают ли менеджеры отвечать на все звонки;
какой процент звонков «только спросить».
Если звонков много и менеджеры не успевают отвечать всем, то у компании есть ресурс для повышения продаж уже за счет входящих. Вместо менеджера можно поставить робота, который задает вопросы, выявляет потребность, консультирует, отсекает нерелевантные звонки и передает менеджерам только тех, кто заинтересован в продукте.
Если входящих мало и загрузка менеджеров небольшая, ищем способы привлечь больше клиентов. Здесь есть два варианта: все-таки идти в холодные продажи или активировать тех, кто уже обращался в компанию. Выясняем возможности вопросами:
есть ли клиенты, которые купили однажды, но больше не возвращались;
есть ли база тех, кто был заинтересован, но не купил у вас;
как давно последний раз с ними связывались.
Если бизнес только начинает работать на каком-то рынке, таких клиентов не будет или будет очень мало. Тогда решение для повышения продаж — холодные звонки.
У бизнеса с историей в какой-то сфере достаточно теплых и спящих контактов. Бывает, что про этих потенциальных клиентов не вспоминают. А ведь компания однажды уже потратила деньги на их привлечение. Начать с активации таких людей будет выгоднее, чем привлекать новых.
Когда выяснили, на каких этапах в продажах компания теряет клиентов, считаем, сколько можно дополнительно выручить денег, если усовершенствовать работу:
сколько потенциально можно заработать, если будут заказы от клиентов из базы спящих;
сколько компания дополнительно заработает, если получится обрабатывать все входящие лиды при той же конверсии звонка в продажу.
Такой подсчет показывает в деньгах потенциал для развития бизнеса и позволяет подобрать решение, которое окупит затраты на его внедрение.
Разбираемся в пути клиента после покупки
На моменте продажи общение клиента с компанией не заканчивается, даже если цикл покупки — раз в несколько лет. Например, компания продает мягкую мебель. В прошлом году человек купил диван и пока больше не обращался. Диваны служат долго, так что звонить клиенту с предложением повторной покупки пока рано. Зато можно поработать с лояльностью, оценить удовлетворенность клиента, предложить дополнительные услуги, рассказать про бонусы за рекомендацию знакомым.
Выясняем, общается ли человек с компанией, когда уже что-то купил:
как часто клиент обращается повторной за покупкой;
есть ли у клиента повод обращаться в компанию после покупки — в техподдержку или на горячую линию;
собирает ли компания отзывы, оценивает ли удовлетворенность клиентов;
делает ли допродажи сопутствующих товаров и услуг, например технического обслуживания или ремонта;
есть ли система лояльности за рекомендацию.
Если компания собирает отзывы и есть бонусы за рекомендацию, можно пообщаться с довольными клиентами и предложить им быть адвокатами бренда. Решением станет робот, который узнает у клиента, что понравилось, а что нет.
Если отзывы не собирали, самое время пообщаться с клиентами и спросить их мнение о компании. Если они недовольны и компания решит их проблему, они станут лояльными к бренду. Если довольны, им можно предложить дополнительные услуги или попросить рекомендовать компанию знакомым.
Часто товары, которые служат долго, требуют периодического ремонта и техобслуживания. А в сегменте услуг для бизнеса клиенты обращаются в компанию за техподдержкой, когда возникают проблемы. Если у компании есть поддержка клиентов, то вопросы о ее работе сходны с вопросами об отделе продаж:
сколько работает менеджеров и в чем состоит их работа;
сколько в среднем звонков бывает за день;
успевают ли менеджеры отвечать на все звонки;
как часто обращаются с похожими вопросами, какие это вопросы;
что происходит, если менеджеры не успевают отвечать и часть клиентов не может дозвониться.
Если звонков много, менеджеры полностью загружены, но большинство клиентов обращаются с похожими вопросами, процесс можно автоматизировать и сделать эффективнее. Клиенты быстрее дозвонятся и получат решение проблемы, а компания сохранит их лояльность.
Оцениваем возможности производства
Бывает, что в компании загружены все менеджеры по продажам, но к нам все равно обратились за организацией холодных продаж. Тогда дополнительно выясняем, выдержит ли производство, если будет больше заказов:
сколько сейчас продаете товаров или услуг;
сколько можете продавать или производить каждый месяц;
что мешает продавать или производить больше.
Если возможности производства больше, чем количество продаж, то решение — поиск узких мест в продажах. Об этом рассказали выше.
Если производство загружено и не успевает закрывать спрос, особенно в высокий сезон, решение — наем новых специалистов на период высокого спроса. Для найма нужно сначала выбрать из множества откликов подходящих кандидатов, а потом их обучить. Тогда мы выясняем, какие есть рутинные операции у HR-специалистов, и ищем решение для автоматизации.
как устроен процесс найма;
сколько менеджеров в отделе HR;
успевают ли они обрабатывать заявки кандидатов;
сколько в среднем времени уходит на поиск одного сотрудника;
как обучают новых сотрудников;
сколько в деньгах сейчас уходит на поиск и обучение одного сотрудника.
Если автоматизировать часть найма и обучения сотрудников, процесс станет эффективнее. Например, HR-менеджер будет встречаться только с опытными кандидатами, которые соответствуют требованиям вакансии. А неподходящих кандидатов предварительно отсеет робот. В ситуациях когда нужно быстро масштабировать команду, это помогает сократить время на поиск и подбор нужных специалистов.
Ищем, где еще есть сложности
Итак, мы исследовали возможности для улучшения процессов в продажах, поддержке клиентов после продажи и расширении производства. После этого ищем неочевидные точки для повышения эффективности и автоматизации:
в каких еще отделах сотрудники звонят подрядчикам, клиентам или партнерам;
как субъективно оцениваете эффективность бизнеса от 1 до 10;
если оценка ниже 10, чего не хватает, чтобы стало 10.
Например, может оказаться, что бухгалтерам приходится постоянно звонить клиентам, которые не подписали акт. Или нужно напоминать клиентам о дате оплаты услуг, иначе услуга автоматически отключится, а клиенту придется звонить в поддержку и разбираться в чем дело. Большинство таких звонков рутинные, и их можно поручить роботу.
Продумываем решение и оцениваем его рентабельность
Когда выяснили задачи, которые можно решить автоматизацией, выясняем финансовые показатели: средний чек, маржинальность, стоимость привлечения клиента. Эта информация нужна, чтобы рассчитать рентабельность внедрения.
Посмотрим весь путь подбора решения и расчета стоимости на примере. Допустим, клиент рассказывает нам о компании:
«У нас строительный бизнес. Продаем готовые коттеджи, а теперь планируем расширяться и строить дома под заказ для частных клиентов. Хотим привлечь больше клиентов в этом сегменте через холодные звонки. Мы работаем в Томской и Новосибирской областях».
Казалось бы, запрос понятен: нужен робот, который будет звонить по базе, презентовать услуги компании и отрабатывать основные возражения. Но мы идем дальше. Нужно посмотреть, а как устроены продажи и какие каналы привлечения клиентов компания использует, кроме холодных звонков.
Как сейчас устроен отдел продаж? У нас три менеджера, они звонят в холодную и обрабатывают входящие заявки.
Значит, есть еще и входящие? Из каких источников приходят лиды? У нас работает таргетированная реклама и публиковались на сайтах недвижимости.
Успевают ли менеджеры сейчас обрабатывать входящие? Не всегда, входящих довольно много, половина из людей звонит просто узнать детали, но на разговор с ними всё равно уходит какое-то время. Пока разговариваем, часть звонков пропускают, потом не могут дозвониться.
Сколько звонков в день поступает и сколько из них пропускается? Порядка 100 входящих, 20–30 пропускаем.
Получается из этого диалога, что менеджеры не успевают обрабатывать даже входящие, а часть входящих тратит время менеджера, но не приносит доход. В этом месте есть возможность улучшить процесс.
Дальше уточняем, а как сейчас с загрузкой у строительных бригад. Ведь если увеличится количество заказов, но будет недостаток рабочих, компания всё равно потеряет к клиентов.
Сколько сейчас в месяц контрактов на постройку домов? Сейчас горячий сезон, поэтому получается 8–9 заказов.
Сколько можете одновременно брать ежемесячно новых клиентов? Можем брать 12 новых проектов. Если сильно постараемся, то максимум 15.
А что сейчас мешает продавать больше? Люди видят рекламу и приходят узнать подробности на будущее. Покупать пока не готовы. Пробовали разную рекламу, пока выхлоп небольшой, мы на этот рынок только выходим.
Сколько денег компания недополучает из-за того, что ежемесячно берет меньше проектов, чем может реализовать? У нас коттедж стоит в среднем 5 млн рублей, то есть теряем ежемесячно 15–30 млн рублей выручки.
Если будете получать стабильно больше лидов, будет ли решена проблема с загрузкой производства? Думаю, да. Сейчас основная проблема в том, что к нам обращается мало клиентов.
Из этого диалога видим: у компании недостаточно загружено производство, есть куда расти в заказах. При этом своей базы для холодных звонков нет. Здесь может быть два решения:
подключаем робота на холодные звонки и работаем по базе наших партнеров;
пробуем поработать с базой тех, кто обращался за покупкой готового коттеджа, но не купил. Возможно, их заинтересует индивидуальный проект.
После того как придумали решения, рассчитываем их стоимость и возврат инвестиций. Розовым в таблице отмечена информация, которую нам сказал клиент: сегмент клиентов, средний чек, конверсия при холодном звонке. Нижняя строка крайнего правого столбца показывает отдачу инвестиций в робота.
Так как своей базы для холодных звонков пока нет, будем использовать базу наших партнеров — в ней сейчас 10 000 контактов. Чтобы прозвонить такую базу, одному менеджеру понадобится больше полугода.
Все блоки вопросов, которые рассмотрели в статье, помогают оценить решения по автоматизации и их рентабельность. Если честно ответить на каждый вопрос, станет видно, где компания может работать эффективнее. После этого останется подобрать решение, чтобы улучшить бизнес-процессы.