ЛюдиНайти потенциал для роста: как в Томору изучают бизнес клиента и подбирают решение

Эксперт Илья Богданов, руководитель группы продаж Томору. Записала Елена Никулина.

Большинство клиентов обращаются в Томору за роботом для холодных продаж, а покупают в итоге робота для ответов на входящие звонки, работу с теплыми клиентами или даже робота для помощи в найме. Дело в том, что в диалоге с клиентом мы находим дополнительные способы улучшения бизнеса.

Рассказываем, как проанализировать бизнес, чтобы найти неочевидные способы улучшить работу компании. В конце статьи приведем пример изучения строительного бизнеса, посчитаем и оценим рентабельность инвестиций в автоматизацию.

Знакомимся с бизнесом

Начинаем разговор всегда с вопросов о компании в целом: сфера бизнеса, портрет клиента, регионы, в которых работают. Это помогает понять предметную тему и дальше подбирать решения с учетом особенностей отрасли.

«У нас строительный бизнес, мы продаем готовые коттеджи, а теперь еще хотим строить дома под заказ для частных клиентов. Пока в этом сегменте не работали, хотим привлекать клиентов на это направление». → Нужен робот на холодные продажи и робот на входящие звонки.

«Мы онлайн-школа. Чтобы привлекать клиентов, проводим вебинары. Иногда люди записываются и забывают прийти». → Нужен робот, чтобы обзвонить зарегистрировавшихся. Он напоминает о мероприятии и получает подтверждение, что человек придет. А еще нужен робот, который приглашает на вебинар тех, кто когда-то приходил на бесплатный вебинар по похожей теме, но обучение не купил.

Просто узнать сферу бизнеса мало, чтобы подобрать решение. У разных компаний в одной и той же отрасли свои потребности. Поэтому дальше менеджер подробно выясняет, как компания устроена. Все вопросы нацелены на то, чтобы найти проблемные места и зоны роста в работе компании. И в зависимости от ответов выбрать индивидуальное решение.

Исследуем работу отдела продаж

Задача этого блока вопросов — выявить, какие есть возможности для увеличения продаж, кроме наращивания базы контактов. Ведь отдел продаж может работать с входящими, искать новых клиентов в холодную или работать с теплой базой людей, которые обращались, но не купили продукт или не стали постоянными клиентами.

Для этого выясняем, как устроен отдел продаж:

сколько работает менеджеров и в чем состоит их работа;

есть ли входящие обращения;

сколько в среднем в день приходит входящих звонков;

успевают ли менеджеры отвечать на все звонки;

какой процент звонков «только спросить».

Если звонков много и менеджеры не успевают отвечать всем, то у компании есть ресурс для повышения продаж уже за счет входящих. Вместо менеджера можно поставить робота, который задает вопросы, выявляет потребность, консультирует, отсекает нерелевантные звонки и передает менеджерам только тех, кто заинтересован в продукте.

Если входящих мало и загрузка менеджеров небольшая, ищем способы привлечь больше клиентов. Здесь есть два варианта: все-таки идти в холодные продажи или активировать тех, кто уже обращался в компанию. Выясняем возможности вопросами:

есть ли клиенты, которые купили однажды, но больше не возвращались;

есть ли база тех, кто был заинтересован, но не купил у вас;

как давно последний раз с ними связывались.

Если бизнес только начинает работать на каком-то рынке, таких клиентов не будет или будет очень мало. Тогда решение для повышения продаж — холодные звонки.

У бизнеса с историей в какой-то сфере достаточно теплых и спящих контактов. Бывает, что про этих потенциальных клиентов не вспоминают. А ведь компания однажды уже потратила деньги на их привлечение. Начать с активации таких людей будет выгоднее, чем привлекать новых.

Когда выяснили, на каких этапах в продажах компания теряет клиентов, считаем, сколько можно дополнительно выручить денег, если усовершенствовать работу:

сколько потенциально можно заработать, если будут заказы от клиентов из базы спящих;

сколько компания дополнительно заработает, если получится обрабатывать все входящие лиды при той же конверсии звонка в продажу.

Такой подсчет показывает в деньгах потенциал для развития бизнеса и позволяет подобрать решение, которое окупит затраты на его внедрение.

Разбираемся в пути клиента после покупки

На моменте продажи общение клиента с компанией не заканчивается, даже если цикл покупки — раз в несколько лет. Например, компания продает мягкую мебель. В прошлом году человек купил диван и пока больше не обращался. Диваны служат долго, так что звонить клиенту с предложением повторной покупки пока рано. Зато можно поработать с лояльностью, оценить удовлетворенность клиента, предложить дополнительные услуги, рассказать про бонусы за рекомендацию знакомым.

Выясняем, общается ли человек с компанией, когда уже что-то купил:

как часто клиент обращается повторной за покупкой;

есть ли у клиента повод обращаться в компанию после покупки — в техподдержку или на горячую линию;

собирает ли компания отзывы, оценивает ли удовлетворенность клиентов;

делает ли допродажи сопутствующих товаров и услуг, например технического обслуживания или ремонта;

есть ли система лояльности за рекомендацию.

Если компания собирает отзывы и есть бонусы за рекомендацию, можно пообщаться с довольными клиентами и предложить им быть адвокатами бренда. Решением станет робот, который узнает у клиента, что понравилось, а что нет.

Если отзывы не собирали, самое время пообщаться с клиентами и спросить их мнение о компании. Если они недовольны и компания решит их проблему, они станут лояльными к бренду. Если довольны, им можно предложить дополнительные услуги или попросить рекомендовать компанию знакомым.

Часто товары, которые служат долго, требуют периодического ремонта и техобслуживания. А в сегменте услуг для бизнеса клиенты обращаются в компанию за техподдержкой, когда возникают проблемы. Если у компании есть поддержка клиентов, то вопросы о ее работе сходны с вопросами об отделе продаж:

сколько работает менеджеров и в чем состоит их работа;

сколько в среднем звонков бывает за день;

успевают ли менеджеры отвечать на все звонки;

как часто обращаются с похожими вопросами, какие это вопросы;

что происходит, если менеджеры не успевают отвечать и часть клиентов не может дозвониться.

Если звонков много, менеджеры полностью загружены, но большинство клиентов обращаются с похожими вопросами, процесс можно автоматизировать и сделать эффективнее. Клиенты быстрее дозвонятся и получат решение проблемы, а компания сохранит их лояльность.

Оцениваем возможности производства

Бывает, что в компании загружены все менеджеры по продажам, но к нам все равно обратились за организацией холодных продаж. Тогда дополнительно выясняем, выдержит ли производство, если будет больше заказов:

сколько сейчас продаете товаров или услуг;

сколько можете продавать или производить каждый месяц;

что мешает продавать или производить больше.

Если возможности производства больше, чем количество продаж, то решение — поиск узких мест в продажах. Об этом рассказали выше.

Если производство загружено и не успевает закрывать спрос, особенно в высокий сезон, решение — наем новых специалистов на период высокого спроса. Для найма нужно сначала выбрать из множества откликов подходящих кандидатов, а потом их обучить. Тогда мы выясняем, какие есть рутинные операции у HR-специалистов, и ищем решение для автоматизации.

как устроен процесс найма;

сколько менеджеров в отделе HR;

успевают ли они обрабатывать заявки кандидатов;

сколько в среднем времени уходит на поиск одного сотрудника;

как обучают новых сотрудников;

сколько в деньгах сейчас уходит на поиск и обучение одного сотрудника.

Если автоматизировать часть найма и обучения сотрудников, процесс станет эффективнее. Например, HR-менеджер будет встречаться только с опытными кандидатами, которые соответствуют требованиям вакансии. А неподходящих кандидатов предварительно отсеет робот. В ситуациях когда нужно быстро масштабировать команду, это помогает сократить время на поиск и подбор нужных специалистов.

Ищем, где еще есть сложности

Итак, мы исследовали возможности для улучшения процессов в продажах, поддержке клиентов после продажи и расширении производства. После этого ищем неочевидные точки для повышения эффективности и автоматизации:

в каких еще отделах сотрудники звонят подрядчикам, клиентам или партнерам;

как субъективно оцениваете эффективность бизнеса от 1 до 10;

если оценка ниже 10, чего не хватает, чтобы стало 10.

Например, может оказаться, что бухгалтерам приходится постоянно звонить клиентам, которые не подписали акт. Или нужно напоминать клиентам о дате оплаты услуг, иначе услуга автоматически отключится, а клиенту придется звонить в поддержку и разбираться в чем дело. Большинство таких звонков рутинные, и их можно поручить роботу.

Продумываем решение и оцениваем его рентабельность

Когда выяснили задачи, которые можно решить автоматизацией, выясняем финансовые показатели: средний чек, маржинальность, стоимость привлечения клиента. Эта информация нужна, чтобы рассчитать рентабельность внедрения.

Посмотрим весь путь подбора решения и расчета стоимости на примере. Допустим, клиент рассказывает нам о компании:

«У нас строительный бизнес. Продаем готовые коттеджи, а теперь планируем расширяться и строить дома под заказ для частных клиентов. Хотим привлечь больше клиентов в этом сегменте через холодные звонки. Мы работаем в Томской и Новосибирской областях».

Казалось бы, запрос понятен: нужен робот, который будет звонить по базе, презентовать услуги компании и отрабатывать основные возражения. Но мы идем дальше. Нужно посмотреть, а как устроены продажи и какие каналы привлечения клиентов компания использует, кроме холодных звонков.

Как сейчас устроен отдел продаж? У нас три менеджера, они звонят в холодную и обрабатывают входящие заявки.

Значит, есть еще и входящие? Из каких источников приходят лиды? У нас работает таргетированная реклама и публиковались на сайтах недвижимости.

Успевают ли менеджеры сейчас обрабатывать входящие? Не всегда, входящих довольно много, половина из людей звонит просто узнать детали, но на разговор с ними всё равно уходит какое-то время. Пока разговариваем, часть звонков пропускают, потом не могут дозвониться.

Сколько звонков в день поступает и сколько из них пропускается? Порядка 100 входящих, 20–30 пропускаем.

Получается из этого диалога, что менеджеры не успевают обрабатывать даже входящие, а часть входящих тратит время менеджера, но не приносит доход. В этом месте есть возможность улучшить процесс.

Дальше уточняем, а как сейчас с загрузкой у строительных бригад. Ведь если увеличится количество заказов, но будет недостаток рабочих, компания всё равно потеряет к клиентов.

Сколько сейчас в месяц контрактов на постройку домов? Сейчас горячий сезон, поэтому получается 8–9 заказов.

Сколько можете одновременно брать ежемесячно новых клиентов? Можем брать 12 новых проектов. Если сильно постараемся, то максимум 15.

А что сейчас мешает продавать больше? Люди видят рекламу и приходят узнать подробности на будущее. Покупать пока не готовы. Пробовали разную рекламу, пока выхлоп небольшой, мы на этот рынок только выходим.

Сколько денег компания недополучает из-за того, что ежемесячно берет меньше проектов, чем может реализовать? У нас коттедж стоит в среднем 5 млн рублей, то есть теряем ежемесячно 15–30 млн рублей выручки.

Если будете получать стабильно больше лидов, будет ли решена проблема с загрузкой производства? Думаю, да. Сейчас основная проблема в том, что к нам обращается мало клиентов.

Из этого диалога видим: у компании недостаточно загружено производство, есть куда расти в заказах. При этом своей базы для холодных звонков нет. Здесь может быть два решения:

подключаем робота на холодные звонки и работаем по базе наших партнеров;

пробуем поработать с базой тех, кто обращался за покупкой готового коттеджа, но не купил. Возможно, их заинтересует индивидуальный проект.

После того как придумали решения, рассчитываем их стоимость и возврат инвестиций. Розовым в таблице отмечена информация, которую нам сказал клиент: сегмент клиентов, средний чек, конверсия при холодном звонке. Нижняя строка крайнего правого столбца показывает отдачу инвестиций в робота.

Так как своей базы для холодных звонков пока нет, будем использовать базу наших партнеров — в ней сейчас 10 000 контактов. Чтобы прозвонить такую базу, одному менеджеру понадобится больше полугода.

Таблица базового расчета эффективности робота для холодных звонков. Решение окупится в 167 раз при таких вводных данных: средний чек с продажи одного проекта по строительству коттеджа — 5 млн рублей, доступная база — 10000 человек, а итоговая конверсия в продажу — 1%”
Так выглядит расчет для робота Томору на холодные звонки при условии, что средний чек с продажи одного проекта по строительству коттеджа — 5 млн рублей, а доступная база — 10 000 человек

Все блоки вопросов, которые рассмотрели в статье, помогают оценить решения по автоматизации и их рентабельность. Если честно ответить на каждый вопрос, станет видно, где компания может работать эффективнее. После этого останется подобрать решение, чтобы улучшить бизнес-процессы.

Письмо с лучшими статьями. Без спама

У нас есть политика конфиденциальности и условия обработки персональных данных, и при подписке вы соглашаетесь с ними автоматически

Зин в Телеграме