ЦифрыТеория столбиков: простой способ анализировать показатели бизнеса

Эксперт Александр Хвостенко, инвестор, предприниматель, руководитель маркетингового агентства. Записала Александра Давидович.

Работа компании — это десятки процессов: звонки в отделе продаж, запуски рекламных кампаний, закупка сырья, ведение отчетности. Разобраться в том, какие из них работают эффективно, а какие нет, помогут цифры. Александр Хвостенко, первый инвестор Томору, рассказывает, как с помощью теории столбиков управлять действиями, процессами и проектами.

Бизнес — это просто, если понимать цифры

Руководить компанией или проектом значит встречать риски там, где их не ждали. Увольняется ценный сотрудник, отключают рекламу в соцсетях, которые вдруг запрещают, клиент перестает платить вовремя — и нужно что-то срочно придумывать. Это нормально. Но чтобы бизнес развивался, важно понимать, почему так происходит и как действовать в проблемных ситуациях.

Александр Хвостенко популяризует теорию столбиков, которая помогает сначала оцифровать действия и процессы, а потом их визуализировать. Объем продаж, средний чек, расходы на месяц, количество обращений от клиентов — для всех пунктов можно проставить плановые и фактические показатели, а потом сравнить между собой. Столбиками легко показать цифры. В динамике сразу видно, где показатель проседает, а где — растет.

Скриншот показывает, как менялся объем продаж в компании с августа 2021 года по май 2023
Пример изменения объемов продаж компании в динамике. Столбики сразу дают понять, что летом 2022 года была просадка, а зимой и весной 2023 показатели бьют рекорды. Источник: личные материалы Александра Хвостенко

Столбики упрощают работу в компании

Цифры — это порядок, минимум эмоций и субъективности. И в целом принимать управленческие решения проще, когда ясно, какие направления прибыльные, а какие убыточные, что формирует основную статью расходов и в каких отделах просели показатели в последнем квартале.

Вот как еще визуализация столбчатыми диаграммами делает работу прозрачнее и удобнее для всех в компании.

Дает объективную оценку сотрудникам и процессам. Бывает, что человек вроде старается: тщательно готовит отчеты, предлагает решения проблем, нормально реагирует на замечания — но конкретных результатов его работы руководитель не видит. Достаточно выставить плановые показатели и сравнить с фактическими, чтобы проанализировать эффективность сотрудника. Тогда личные и эмоциональные факторы отойдут на второй план, и можно дать справедливую оценку работе человека.

Фокусирует на важном. И предприниматели, и сотрудники компании работают в режиме мультизадачности. Столбчатые графики помогают не утонуть в операционке и расставить приоритеты. По сути, в компаниях должны расти одни и те же столбики: количество обращений от клиентов, звонков в отдел продаж, заключенных договоров. И падать одни и те же: стоимость привлечения клиента, скорость обработки заявок, срок от первого касания до заключения договора. Получается, что любой параметр можно вывести в диаграмму и поставить задачу сотруднику, чтобы столбик рос или падал.

Помогает делегировать. Когда предприниматель нанимает специалиста для задач, в которых сам не разбирается, столбики станут понятным языком для обеих сторон. Например, подрядчик выставляет систему оценок своей работы, а в конце месяца руководитель сравнивает с фактическим результатом — сразу ясно, насколько эффективно делегирование.

Кроме столбиков, можно использовать и другие системы: план-факторные таблицы, автоматические сервисы под каждое направление отдельно. Зависит от задачи, бюджета и того, насколько удобно интегрировать аналитику в бизнес-процессы, которые уже работают.

За каждым процессом стоит живой человек

Теория столбиков — удобный инструмент аналитики, но не волшебная таблетка для роста бизнеса. Слепо следовать цифрам недостаточно. Они нужны, чтобы видеть общую картину в каждом процессе. Влиять на столбики — отдельная более сложная задача. В идеале каждый специалист должен четко понимать, как действовать, если падают столбики, которые должны расти.

Например, работу маркетолога можно оцифровать в виде столбиков, если взять количество заявок и их стоимость. Если руководитель отдела маркетинга видит, что в течение месяца количество уменьшается, а цена растет, то это повод проанализировать процесс. Проблема может оказаться в том, что долго грузится сайт, на главной нет четкого офера, а форма заявки постоянно слетает. Когда ошибки исправили, можно снова запускать рекламу, анализировать показатели в течение нескольких дней и делать выводы.

На снимке экрана видно, как количество заявок растет с 17 по 31 мая
Скриншот показывает, как снижается цена заявки с 17 мая по 31
Вот так это можно визуализировать на примере одного месяца. Из первой таблицы понятно, что к концу мая заявок становится всё больше, при этом их стоимость понемногу падает: с 1 000 рублей за заявку 17-го числа до 832 рублей 31-го числа. Источник: личные материалы Александра Хвостенко

Задача руководителя — сделать так, чтобы каждый сотрудник умел влиять на столбики в рамках своей зоны ответственности. Так легко объективно оценить эффективность работы команды. Если человек понимает, как корректировать показатели, он помогает бизнесу расти. Если нет, возможно, нужен другой специалист. Иногда замена делает счастливее всех: клиентов, предпринимателя, самого сотрудника.

Теория столбиков подходит для управления любыми процессами. Теоретически оцифровать можно что угодно. Работает это так: формулируем задачу → разбиваем ее на более мелкие подзадачи → по каждой ставим плановые показатели → в конце сравниваем с фактическими. Главное — помнить, что теория столбиков лишь один из инструментов, а не решение всех проблем. Например, вместе с ней можно использовать сквозную аналитику.

Письмо с лучшими статьями. Без спама

У нас есть политика конфиденциальности и условия обработки персональных данных, и при подписке вы соглашаетесь с ними автоматически

Зин в Телеграме