Люди«Команда развивает себя сама»: зачем в Томору проводят внутренний Тед толк

Эксперт Валерия Григорьева, бывший помощник CEO и организатор первых мероприятий Томору. Записала Елена Никулина.

«Мне хотелось, чтобы, помимо официальных обучающих мероприятий и встреч с руководителями, у нас в компании появилась площадка для обмена мнениями и знаниями, где каждый сотрудник может проявить себя. Не такая, когда руководители выбирают, кто и о чем рассказывает, а чтобы вся инициатива исходила от команды. И чтобы ребята сами генерировали идеи и темы, готовили выступления, организовывали весь процесс. Я хотел через это создать саморазвивающуюся команду. Поэтому я предложил Лере, своей помощнице, организовать такой проект», — Денис Балюра, CEO и основатель Томору.

Как устроен Томору Ген

Томору Ген — это ежемесячное мероприятие для команды в формате Тед толк. Каждый сотрудник может стать спикером и поделиться опытом, который будет полезен его к коллегам в работе и обычной жизни. Ключевая идея мероприятия — дать возможность проявить себя любому сотруднику, вне зависимости от роли или должности. Ведь каждый — носитель опыта и знаний, которые полезны для других, и нужно только дать людям высказаться.

Всё мероприятие длится час-полтора, а на выступление каждого спикера отводится семь-десять минут. Первый час — общая часть с докладами, а потом участники расходятся по комнатам и обсуждают темы.

На каждом Томору Ген у нас выступает пять или шесть человек. Денису было важно, чтобы среди докладчиков были не только руководители, а потому хотелось вовлекать и развивать навык публичных выступлений и у других сотрудников. Мы обязательно берем в спикеры несколько линейных сотрудников: аккаунтов, сейлзов, аналитиков, дизайнеров. Так мы даем шанс проявить себя не только руководителям, но и другим ребятам в команде. А еще мы обязательно приглашаем одного или двух внешних спикеров, чтобы привнести знания, которых нет внутри команды.

Скриншот с формой заявки на выступление для сотрудников Томору. В форме вопросы о теме, опыте публичных выступлений и дополнительных пожеланиях к мероприятию
Чтобы стать спикером Томору Ген, нужно заполнить гугл-форму и предложить тему

Для выступлений выбираем вопросы, которые можно применить в работе или в повседневных делах. Например, как знания маркетинга ежедневно помогают в работе, дружбе и отношениях; как быть с клиентом на одной волне; как предотвратить выгорание; как эффективно учить английский.

При выборе тем для внешних спикеров ориентируемся на запрос от команды. Для этого мы собираем обратную связь после каждого мероприятия и выясняем, что было наиболее полезно, о чём хотелось бы послушать в следующий раз.

Обычно мы проводим Томору Ген во вторник или четверг в пять вечера по московскому времени. Команда Томору разбросана по всей России, и нужно было выбрать время, когда большинство сотрудников уже разобрались с текущими делами и могут присоединиться, не думая, как бы успеть на встречу к клиенту или закончить срочные задачи.

Каждый Томору Ген записываем, а после мероприятия нарезаем доклады и сохраняем в плейлист на ютубе, чтобы сотрудники могли их пересмотреть.

Когда проводили первое мероприятие, нужно было придумать название нашему проекту. Я тогда обратилась за помощью к Ксении Кремневой, нашему эйчар-руководителю. Вместе с ней мы придумали несколько вариантов названия, и на первом мероприятии обсудили их с командой. В итоге остановились на Томору Ген. Оно отражает идею передачи знаний от сотрудника к сотруднику, а еще подходит к концепции наших правил корпоративной культуры — ДНК Томору.

Скриншот сообщения с вариантами названий для мероприятия и объяснением, почему эти названия могут подойти
Еще варианты названий для проекта, которые предлагали коллеги

Это мероприятие неформальное, поэтому мы не проверяем, все ли участники усвоили знания после Томору Ген. Но мы организуем его так, чтобы люди сами хотели использовать то, что узнали.

Как формат Томору Ген мотивирует сотрудников применять новые знания

Чтобы слушатели прониклись выступлением, спикеры должны глубоко разбираться в теме.

Спикеры Томору Ген рассказывают о том, с чем работают ежедневно и что давно применяют на практике: как общаться с клиентами или коллегами, как вести переговоры, какие фишки можно использовать, чтобы улучшить жизнь и самочувствие. То есть человек знает, с какими сложностями можно столкнуться и как их обойти, и может рассказать об этом на собственном опыте.

Или вот еще пример: на одном из Томору Ген Анна Кичий, наш коммерческий директор, рассказывала о спринтах и их цели. Перед выступлением она погрузилась в тему и изучила исследования того, как переход на спринты помогал увеличить эффективность работы, а потом рассказала о пользе спринтов с научной точки зрения. Тогда мы как раз внедряли работу по спринтам. После доклада сотрудникам стало интересно самим тестировать такой формат работы и его эффективность.

При выборе темы смотрим, насколько она полезна и применима. Например, Наталья Метляева, наш эйчар и выпускница факультета лингвистики, рассказывала, как самостоятельно прокачивать навыки английского языка. Тема изучения английского актуальна не только тем, кто сейчас работает в международном подразделении Томору, но и для людей, кто хотел бы туда перейти. После ее выступления сотрудницы финансового отдела запустили челлендж и несколько недель общались в чатах на английском языке.

Внешних спикеров приглашаем, чтобы сотрудники получали знания, которых нет внутри команды. Это помогает расширять кругозор и развиваться. На первом Тумору Гене у нас выступал Валентин Трофимов из Админс-24. После его выступления об информационной безопасности сотрудники стали лучше разбираться в этом вопросе и уделять ему больше внимания.

Дни мероприятия — вторник или четверг — тоже выбраны так, чтобы у сотрудников была возможность сразу опробовать в работе то, что они узнали. Если бы мы проводили Томору Ген по пятницам, то за выходные люди забыли бы, о чем шла речь. А так есть следующий день, чтобы протестировать новые знания на рабочих задачах.

Как проект помогает растить спикеров и евангелистов компании

Навык публичных выступлений важен в Томору, ведь выступления на конференциях — это инструмент продвижения компании и наших голосовых роботов. Поэтому в команде нужно больше людей, которые могут представлять компанию и говорить от имени Томору.

Томору Ген — это площадка, где сотрудники могут прокачивать навык публичных выступлений. Именно поэтому на каждом мероприятии выступают линейные сотрудники. У них гораздо меньше возможностей для тренировки, в отличие от руководителей, которые часто проводят обучение или выступают на внешних мероприятиях.

Выступать на Томору Ген не так просто: нужно перед сотней человек за десять минут рассказать о глубокой теме так, чтобы это было интересно, понятно и не скомкано. Чтобы помочь хорошо выступить тем, у кого мало опыта работы с публикой, мы помогаем составить доклад, раскрыть и структурировать тему, несколько раз репетируем выступление.

Скриншот из инструкции по подготовке Томору Ген, где описано, на что обращать внимание во время репетиции со спикером
Это чек-лист из инструкции о подготовке спикеров к выступлению на Томору Ген

Когда готовим спикеров на Томору Ген, подсказываем, как работать с аудиторией, какие добавить фишки, чтобы выступление запомнилось, где и какие примеры нужно привести. А еще рассказываем, как дополнительно готовиться. Ведь для хорошего выступления нужно порепетировать перед зеркалом, поработать с интонациями голоса, отследить обороты речи или слова-паразиты, которые важно убрать.

Мы сразу предупреждаем ребят, что подготовка к выступлению — это очень много работы помимо их основных задач и нужно подойти к ней ответственно. Но пока это никого не остановило.

Скриншот из инструкции о подготовке Томору Ген с примерами сообщений спикерам
Это пример сообщений, которые мы отправляем спикерам перед началом подготовки к Томору Ген

А еще у публичных выступлений внутри компании есть интересный побочный эффект. Наш эйчар-отдел поощряет сотрудников, которые рекомендуют нашу вакансию знакомым и приводят в компанию новых людей. Обычно в таких случаях сотрудники делают перепост вакансий. Но недавно мы заметили, что ребята снимают и выкладывают в соцсети целые истории с презентацией компании. При этом уверенно и без стеснения говорят на камеру.

Как благодаря Томору Ген сотрудники растут внутри компании

В проекте Томору Ген сотрудники могут прокачать управленческие навыки и со временем дорасти до тимлида или даже руководителя подразделения Томору. Те, кто выступает, демонстрируют свои знания и опыт, чтобы их заметили. Это важно: за последний год команда Томору выросла до ста пятидесяти человек, и, чтобы быстрее развиваться в такой команде, нужно проявлять инициативу. Если человек будет дальше выдавать стабильный результат, ему будет проще расти в компании, поскольку на него уже обратили внимание.

А еще это мероприятие — индикатор вовлеченности сотрудников и их интереса к тому, что происходит в компании. Мы анализируем несколько параметров: хотят ли люди выступать на этом проекте, сколько человек смотрят Томору Ген онлайн и готовы ли помогать с организацией. И по всем показателям видим: люди хотят участвовать в том, что происходит в Томору. У нас очень много заявок от тех, кто хотел бы выступить, а онлайн смотрит больше ста человек. При этом люди активно общаются в чате до начала мероприятия, задают вопросы спикерам и увлеченно обсуждают темы, когда расходятся со спикерами по конференц-залам.

Денис Балюра, CEO и сооснователь Томору: «Круто, что команда делает Томору Ген самостоятельно и при этом получается качественный продукт. Я подал идею и теперь вспоминаю об этом проекте, только когда вижу анонс в чате. Для меня, как руководителя стартапа, это важный этап развития компании: полезные результаты теперь получаются без моего участия, а команда развивает и обслуживает себя сама».

Сейчас организацию Томору Ген взяла на себя Анна Еремеева, управляющая по развитию продукта Томору. Она планирует привлекать больше ребят к мероприятию и рассказывать о том, как идет подготовка.

Анна Еремеева, управляющая по развитию продукта Томору: «Томору Ген — это мероприятие, которое команда делает для команды. Я хочу, чтобы каждый сотрудник мог прикоснуться к проекту и стать его соавтором. Во время организации люди знакомятся, общаются, у них появятся общие шутки, возникает атмосфера, как при подготовке концертов в школе или университете. Это помогает объединять сотрудников, даже если они работают в разных подразделениях и живут в разных концах страны».

В команде проекта появятся новые роли. Например, отдельный человек будет вовлекать участников и анонсировать проект внутри компании, другой — отвечать за техническую составляющую и тестирование новых платформ для мероприятия, третий — помогать спикерам подготовить выступление и так далее.

Чтобы каждый мог присоединиться и быть частью командой Томору Ген, Аня с коллегами подробно описывает подготовку. Новые участники проекта с помощью инструкций смогут быстро разобраться и влиться в подготовку, а при необходимости — доработать и улучшить процесс. Так получится проект, который развивает сам себя.

Письмо с лучшими статьями. Без спама

У нас есть политика конфиденциальности и условия обработки персональных данных, и при подписке вы соглашаетесь с ними автоматически

Зин в Телеграме